ДЕТИ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

     Ребёнок – это главное чудо природы,

ребёнок-инвалид – это ангел,

посланный с небес для того,

чтобы не зачерствели наши души.

 

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Я работаю в группе компенсирующего вида вот уже семь лет. За это время  наш детский сад, наша группа, выпустила около десятка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Придя в данную группу и не имея, при этом,  опыта работы с детьми с ОВЗ, я решила самообразовываться в этом направлении. Прошла курсы по программе повышения квалификации:

– «Логопедия: Организация обучения,  воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»;

– «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Так нашим ДОУ была разработана примерная образовательная программа для работы с детьми с ОВЗ, которая направлена на:
1. обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
2. развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
3. коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
4. обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

  1. расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
    6. формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Работа с такими детьми сложна, но, в тоже время, интересна. В работе стараюсь применять различные формы и методы: это и артикуляционная гимнастика, и логоритмические упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика (в том числе, и с применением колец «Су-джок»)  и многое другое.

В нашей группе пребывает небольшое количество человек, что позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, а дети с ОВЗ очень в этом нуждаются. На каждого ребенка ежегодно составляется индивидуальный маршрут, помогающий педагогу в дальнейшем осуществлять свою воспитательно-образовательную, а также коррекционную деятельность. Также, таким ребятам необходим тактильный контакт (объятия), который помогает ребенку расслабиться, успокоиться. Вот так, непосредственно, у нас появился «ритуал приветствия» в виде объятий.

Так как дети данной категории, обычно, неусидчивы, не могут подолгу удержать внимание на каком-либо объекте (предмете), приходится постоянно сменять виды деятельности на занятиях. Это ведет к положительным результатам в воспитании и развитии ребенка. Но не только эти направления в работе влияют на развитие ребенка. В группе также воспитываются и дети без особенностей в развитии. Такая форма обучения сегодня широко распространена и называется инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся дошкольников. На примере нашей группы, могу смело сказать, что детям с ОВЗ такое «соседство» ничуть не мешает, а отнюдь позволяет ребенку социализироваться в этом сложноустроенном мире, не чувствовать себя каким-то другим.

Так, ребенок с ОВЗ, выйдя из стен нашей группы, показывает хорошую динамику в развитии. Во многом, конечно, достижение положительных, хорошо устойчивых результатов можно добиться только при непосредственном участии родителей ребенка, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто наблюдателями.
Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От характера установления связей «родитель-ребенок с ОВЗ» будет зависеть первичная социализация личности ребенка. Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Результаты исследования семей в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей.

Поэтому в этом учебном году я хочу построить свою работу в комплексной системе «ребенок-родитель- педагог». Так как считаю, что сопровождение ребенка с ОВЗ в данной системе способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь, является не просто модной тенденцией сегодня, а национальным приоритетом. И, надеюсь, что родители воспитанников мне в этом помогут.

Воспитатель МК ДОУ№5 «Звездочка» р. п. Охотск: Григорьева С. В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *