Инновационный проект «Вырастим здоровое поколение»

102_3052Краткое содержание проекта

 «Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –  это основа формирования личности».
      Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.
       Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.
       Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.
        Вот почему так важно укрепить растущий детский организм, особенно в период дошкольного детства, используя все новейшие технологии физической культуры и спорта, а также включение в физкультурные занятия нестандартных средств и методов.
       В своем проекте мы опираемся на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для укрепления всех систем организма дошкольника, для его полноценного физического развития.

 

Сроки реализации проекта: проект рассчитан для занятий с детьми в возрасте от 3 до 7 лет (три года).

Цель:   Создание эффективной системы сохраняющей, укрепляющей и развивающей психическое, физическое и умственное здоровье детей и коллектива. Систематизирование  оздоровительной работы в ежедневной деятельности детей.

Задачи:

1.     Сохранить естественность психического развития ребенка.

2.     Построить прочный фундамент жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности.

3.     Включить в содержание физкультурных занятий элементов развития творческого мышления для реализации оздоровительной направленности физкультурных занятий.  

4.     Создать систему установок на здравосозидание не только по отношению к собственному «Я», но и по отношению к миру

5.     Пропагандировать опыт инновационной деятельности«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» среди педагогов и родителей.

Основная гипотеза проекта

Динамика показателей роста, развития и состояния здоровья детей с максимально выраженным развивающим, профилактическим и оздоровительным эффектом должна основываться на внедрении индивидуально-ориентированных технологий оздоровительной физической культуры и спорта, оптимизации двигательной активности и формировании культуры здоровья

Ожидаемые результаты

1.     Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.

2.     Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.

3.     Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

4.     Снижение уровня заболеваемости.

5.     Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

6.     Улучшение показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей,  двигательной находчивости  и смекалки.

7.     Наличие у детей навыков самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Долгое время система образования и система здравоохранения действовали разобщено. Сложившиеся «ведомственные» – узкомедицинские и узкометодические – подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечали подлинной сложности и масштабам поставленных современным обществом задач, требующих создания и внедрения в практику образования здоровьесберегающих технологий.

       Одна из возможностей решения задач интеграции появилась с идей гуманитаризации всей проблематики физического и психического здоровья современного ребенка –дошкольника и созданием эффективных лечебно-профилактических мер, системы надежных психолого –педагогических методик, программ психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма стали точкой приложения усилий не только медиков, но также педагогов и психологов. Оздоровительная работа с дошкольниками постепенно становилась предметом проектирования, а не только простым воздействием на наличное состояние детей.

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова

 В рамках данной проблемы появилась особая система физкультурно –оздоровительной работы с дошкольниками  Она такова : прямой показ взрослым образца движения – многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыка); перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому, закрепился бы окончательно.

Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов активности: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и т.д. В качестве главного положительного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык.

А ведь в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т.п. . Ведь ребенок должен не только прочно усвоить навык, а еще осмыслить свое тело и телесные движения. Они должны стать особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки.

         Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений, по словам В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, предполагает у них наличие творческого воображения, которое обеспечивает одушевление детских движений, что делает их по настоящему управляемыми. А это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольности внимания следует искать в сфере развития двигательного воображения.

         Развитие креативности, главного психологического завоевания дошкольного возраста, становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Воображение служит ядром развивающийся психики ребенка и влияет на уровень физического развития и его состояние здоровья.

Эффект образовательно-оздоровительный работы усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно – игровой (физкультурно-оздоровительной ) деятельности.

Актуальность

         Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Россиян сейчас умирает так много, а рождается так мало, что, по сути, каждый ребенок является достоянием страны. Тем более, что здоровье детей ухудшается год от года. Ученые утверждают, что у нас абсолютно здоровы только 3 % из них, а 60 % подвержены тем или иным заболеваниям. Хорошо уже то, что об этой проблеме заговорили, наконец-то, и в высших эшелонах власти
         В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Здоровье как общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук. В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую зависит благополучие любого общества. Если на сегодняшний день у 80% детей дошкольного возраста наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер, к моменту окончания школы их число увеличивается до 90 и более % (по сведениям РАМН), то соответственно под угрозой оказывается всё взрослое население общества, поскольку ослабление здоровья подрастающего поколения в геометрической прогрессии угрожает здоровью последующих поколений.

Выдающийся педагог Я.А.Коменский ещё в свое время заметил: «Кто-то сказал, что должно молить богов о  том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!»  Дошкольники в этом отношении являются наиболее перспективной возрастной  категорией. К сожалению, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается, не смотря на усилия родителей, медиков, педагогов.

Концептуальность

Педагогическая идея проекта раскрывается в словах В.А.Сухомлинского – «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, – говорил В.А.Сухомлинский – от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Мы уверены в том, что здоровье ребенка напрямую зависит от выполнения, причем качественного, своих должностных обязанностей и «теплого» отношения к сохранению здоровья каждого ребенка.

Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации:

 

1 этап

(2013 – 2014 г.г.)

1. Изучение литературы по данной теме

2. Проведение диагностического исследование состояния здоровья детей.

3. Определение инструментария диагностики оздоровительно-закаливающих мероприятий.

4. Определение актуальности и ценности двигательного режима.
5.Разработка плана работы с родителями по теме проекта
6.Подбор художественной литературы по теме «Здоровый образ жизни», иллюстративного материала
7. Оформление «Уголка здоровья» для детей
6. Подбор материалов для оформления родительского уголка «Здоровье наших малышей»

 

2 этап

(2014 – 2015 г.г.)

1. Ретроспективный анализ состояния здоровья каждого ребенка по результатам диагностики.

2. Обеспечение реализации работы с детьми по модели двигательного режима ДОУ.

3. Улучшение системы планирования работы педагогов с детьми и родителями по ЗОЖ.

4. С детьми рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы,
5. Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Где Тимошка здоровье искал»;
6. Проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)
7. Познавательные, интегрированные занятия, развлечения, праздники и тематические вечера.

8. Для родителей консультации, практические советы, рекомендации, родительские собрания.
9. Использование наглядной агитации (папки-передвижки, выставка фотографий.

3 этап

(2014 – 2015 г.г.)

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными целями
2. Обобщение опыта работы ДОУ по программе по формированию привычек к здоровому образу жизни у детей и родителей

3. Снижение пропусков детей по болезни.

4. Повышение индекс здоровья.

5. Повышение интереса к ЗОЖ у детей и родителей.

6. Обобщен опыт работы по здоровьеформирующим технологиям в работе с сотрудниками ДОУ.

 

 Способы внедрения проектной разработки

Проект является частью модели дошкольного образовательного учреждения, но в тоже время может использоваться как самостоятельная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Проект может быть использован при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, при организации физкультурно-оздоровительной работы в группах кратковременного пребывания, при организации дополнительных платных образовательных услуг, при организации физкультурно-оздоровительной работы в негосударственных образовательных учреждений.

Нормативное правовое обеспечение

·                    Закон РФ «Об образовании»;

·                    Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

·                    Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;

·                    Устав образовательного учреждения;

·                    Конвенция о правах ребенка;

·                    Конституция РФ, ст. 38,41,42,43;

·                    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении»;

·                    Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992 г. № 186/272;

·                    Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г. № 139.

 

Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *