Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующего вида № 6 по развитию речи (обучение грамоте)

Тема: Лесная школа

Цель: выявление степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»;

– закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;

– совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;

– продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком;

– выделять из слов первые звуки; 

– упражнять в определении места звука в слове; 

Коррекционно-развивающие: 

развивать фонематическое восприятие;

– зрительное и слуховое восприятие; 

– зрительное и слуховое внимание; 

– слухоречевое внимание; 

– память;

– мышление; 

– зрительно двигательную координацию; 

– артикуляционную и общую моторику;

– активизировать словарный запас;

– развивать логическое мышление;

– учить внимательно вслушиваться в речь взрослого;

– правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: 

воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие;

– воспитывать интерес к обучению грамоте.

Предварительная работа:  Заучивание стихотворений, разучивание биоэнергопластического упражнения «Лошадка».

Оборудование: ноутбук, презентация «Лесная школа», музыкальный трек «Волшебство», магнитная доска, конверты с заданиями, «светофорчики» красного и синего цвета по количеству детей, тренажеры для зрительной гимнастики «Цветочки», «Волшебный мешочек», предметные картинки, пособие «Домик», мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро! – солнцу и птицам.

– Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра. Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как проходят наши занятия, и чему мы с вами учимся. Ребята, сегодня хороший день, и мне хочется пригласить вас на прогулку! А вы хотите пойти со мной погулять?

Воспитатель: Становитесь в кружок. Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика.

Настроение упало? Разводят руки в стороны

Дело валится из рук. Бросают руки вниз

Но еще не все пропало, Грозят указательным пальцем

Если есть хороший друг. Хлопают в ладоши

С делом справимся вдвоем, Берутся за руки

С облегчением вздохнем! Вздыхают

Настроение поднимем, Поднимают сцепленные руки вверх

И от пыли отряхнем. Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

– Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки.

– Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

(закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя)

(Слайд ЛЕС).

  1. Сообщение темы и цели.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель: Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья.

Воспитатель: А еще в лесу живут животные и птицы. Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?

(Дети перечисляют животных).

Воспитатель: Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, ребята, это дикие животные. Давайте закроем глазки и представим, что они не обычные, а сказочные.

(Звучит музыкальный трек «Волшебство»).

(Слайд ЛЕСНАЯ ШКОЛА).

Воспитатель: Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

(дети усаживаются на стульчики)

III. Основная часть.

  1. Фонетическая разминка.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко–государстве,

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

  1. Игровое упражнение «Разноцветные домики».

Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

Воспитатель:  А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Воспитатель: Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем, синим цветом.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами два домика.

(Слайд ЗВУКОВЫЕ ДОМИКИ)

Воспитатель: Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?

Дети: Гласные звуки живут в красном домике.

Воспитатель: А в каком домике живут согласные звуки?

Дети: Согласные звуки живут в синем домике.

Воспитатель: Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

(Задания лесных жителей находятся в конвертах).

  1. Игровое упражнение «Внимательные ушки».

 Воспитатель достает первый конверт: А вот и первое задание!

Воспитатель открывает конверт и показывает карточку. На ней контурное изображение Медведя: Интересно, от кого оно!

Дети: Это задание от Медведя!

(Слайд МЕДВЕДЬ ).

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медведь: «Гласные и согласные звуки так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите звукам найти свои домики». Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук, поднимите «светофорчик» красного цвета, если согласный синего.

( Воспитатель раздает детям «светофорчики» красного и синего цвета): А, О, Ш, У, Р, О, И, М, С, Ы.

Воспитатель: Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!

  1. Гимнастика для глаз «Тренировка».

Воспитатель достает и открывает второй конверт: Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова 
И скажет: «Угу» нам лесная… (Сова)

(Слайд СОВА).

Воспитатель: Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз. Сова передала для вас цветочки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.

(Дети становятся в круг, воспитатель раздает им цветочки).

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте поблагодарим ее и вернемся на свои места.

(Воспитатель собирает цветочки, дети садятся на места).

  1. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

(Слайд ЕЖИК).

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Это Ежик.

Воспитатель достает «Волшебный мешочек»: Он приготовил для вас волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель достает из мешочка картинки: Что это ребята?

Дети: Это картинки.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги (помните о правильном произношении звука [ш]):шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, карандаши.

 Воспитатель: Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Ежик вами доволен и приглашает вас поиграть. Он предлагает вам выполнить одновременно упражнения для языка и для рук. Выходите, становитесь в кружок!

  1. Биоэнергопластика. Упражнение «Лошадка».

На лошадке ехали,
В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.

(Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад упражнение «Маляр»)

Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки.

(Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки).

На машине ехали,
До угла доехали

Повороты руками, которые будто держат руль.

(Упражнение для губ «Улыбка», «Дудочка»)
Би-би-би!
Би-би-би!

Большим пальцем подавать «сигнал».

(Язык упирается в альвеолы. Сильно подуть на язык др-р-р, др-р-р.)

Пароходом ехали,
До горы доехали.

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. (Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л])
У-у-у!

 Широкое движение рукой сверху вниз.

(Вытянуть губы вперёд «трубочкой»)

 Какую веселую игру подарил нам Ежик, но ребята, с нами хочет поиграть еще один лесной житель.

Воспитатель: Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.

  1. Игровое упражнение «Ловишки»

(Слайд ЗАЙКА).

Воспитатель: Посмотрите, какой милый Зайка! Он очень любит играть со звуком [З], и предлагает вам сыграть в его любимую игру. – Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный звук [З].

Приготовьтесь, начали: зонт, слон, замок, жаворонок, совок, занавески, золото, ваза, коса, коза, роза, береза, колесо.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Зайку!

  1. Игра с мячом «Назови первый звук».

(Слайд ВОЛК).

 Воспитатель: Ребята посмотрите, кого вы видите на экране?

Дети: На экране я вижу Волка.

 

Воспитатель: Волк хочет поиграть с вами в интересную игру с мячом. Выходите, становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне. Внимание! Начинаем игру: буря, вода, горы, дождь, желуди, звезда, море, поле, ручей, солнце, туман, цветы, шиповник, радуга.

Воспитатель: Молодцы ребята! Волку было интересно наблюдать за вами.

(Слайд ЛИСА).

Игровое упражнение «Звуковой домик».

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Лиса пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.  Лиса приготовила для вас звуковой домик и яркие, красочные картинки.

Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать вам по одной картинке, и называть слово. Вы должны услышать, где находится согласный звук С, вначале, в середине или конце слова и прикрепить фишку в нужное окошко. Итак, начали! Где мы слышим звук С в слове: сыр, ананас, носки.

(Слайд СЛОВА и СХЕМЫ, картинки по одной появляются на экране)

 Воспитатель: Какое сложное задание приготовила для вас Лиса, но вы отлично с ним справились. Молодцы, ребята!

  1. Итог.

– А наша прогулка подошла к концу. Лесным жителям очень понравилось с вами играть. Ребята, с какими лесными жителями мы играли?

– С каким лесным жителем больше понравилось играть?

– Вы действительно умные, старательные, любознательные и за вашу хорошую работу, сказочные звери передали вам красивые шары. Ребята, поблагодарим лесных жителей и попрощаемся с нашими гостями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *