Отчет по организации работы МКДОУ № 5 с детьми-инвалидами

знакомство с куклойПо данным статистики всего лишь 50% детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого — нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации.

Опыт работы МКДОУ № 5 с детьми-инвалидами и их общения со здоровыми сверстниками выявил актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети.

Зачастую дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.

В МКДОУ № 5 имеется группа компенсирующей направленности, которая открылась в 1998 году. В ней воспитываются и получают помощь 3 ребенка-инвалида: с болезнью Дауна, расщелиной  тканей мягкого и частично твердого неба, косоглазием.  Группа работает в режиме 10 часового пребывания детей.

Психолого-педагогическая деятельность учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.

Для коррекционной работы с детьми-инвалидами в МКДОУ имеются  специалисты: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, врач-педиатр.

Основные задачи педагогического коллектива в работе с детьми-инвалидами:

– охрана жизни и здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

– сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей;

– реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

– оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;

– реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

Педагоги совместно решают ряд специальных задач:

– обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

– способствуют гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

– выстраивают индивидуальные коррекционно – образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

– реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;

– подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;

– целенаправленно изучают особенности развития каждого ребенка с целью выработки рекомендаций по индивидуализации условий школьного обучения в общеобразовательной школе, школе с психологическим или логопедическим сопровождением, классе компенсирующего обучения и др.;

– взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.), способствующих развитию детей, преодолению недостатков развития;

– взаимодействуют со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы.

– обеспечения равных стартовых возможностей детей.

Данная работа ориентирована на социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводятся  физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

Содержание коррекционно-образовательной работы в соответствии с ФГТ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:

– физическому,

– социально-личностному,

– познавательно-речевому,

– художественно-эстетическому.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление:

– задержки психического развития,

– речевых нарушений и вторичных проявлений,

– социально-личностное развитие ребенка,

– на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей.

Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает:  занятия по развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с учебным планом группы, в которой находятся дети-инвалиды; усиленную программу логопедической коррекции. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.

Работа специалистов ведется по комплексной программе «Радуга». Учитель-логопед использует в своей работе программу Т.Б. Филичевой «Коррекция нарушений речи», пособие Г.Е. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Педагог-психолог использует в работе с детьми  упражнения на снятие коммуникативных барьеров («Сороконожка», «Пингвины», «Необычное знакомство», тренинги («Морское путешествие», «Солнце, дождь, ветер», «Азбука настроения»), развивающие игры («Найди такую же фигуру», «Кому что нужно» и т.д.).  Проводит занятия цикла «Психологическое здоровье» («Улыбка делает чудеса», «Учимся выражать эмоции», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Поможем себе победить злость»).

Воспитатели компенсирующей группы работают в тесном контакте с родителями. Педагоги проводят практикумы с родителями по лечебной гимнастике с детьми-инвалидами, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку. Специалисты МКДОУ проводят родительские собрания, регулярные консультации для родителей на различные темы: «Развитие активного словаря дошкольника», «Как проводить артикуляционную гимнастику», «Тревожный ребенок», «Эмоциональное развитие дошкольника», «Как проводить закаливание дошкольника в домашних условиях», «Развитие двигательной активности через подвижные игры». Педагоги стараются убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам. Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения. Одним из решений «круглого стола» предполагалось проведение цикла занятий, необходимых как для детей, так и для родителей. Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогли детям понять друг друга, а их родителям — ближе познакомиться друг с другом.

Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми-инвалидами. Работа ведется по программам: «Путь к здоровью» О.С. Шнейдер, «Здоровый дошкольник» Ю.Е. Антонов, «Росинка» В.Н. Зимонина.

С целью оздоровления проводятся:

  • оздоровительная гимнастика;
  • витаминизация;
  • закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла);
  • точечный массаж, самомассаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика после сна;
  • ходьба по ребристой доске;
  • физкультурные праздники и развлечения.

Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств.

Анализ данных обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств у детей и помогает определить успешность освоения материала по программе «Радуга».

Организуются интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.

Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности, которая не только эстетична, но и достаточно информативна и функционально выдержана. Реализуя программу «Радуга», педагоги стараются обеспечить в группе атмосферу эмоционального комфорта и благополучия. Оформление и интерьер группы приближены к домашним условиям. В группе имеются зоны познавательного развития, математический и экологический уголки, уголок для творческого развития детей. Родительский уголок в группе оформлен эстетично и информативно. В группе накоплен дидактический материал, пособия для развития сенсомоторных и двигательных функций, приобретен телевизор для просмотра мультфильмов и познавательных передач, развивающие настольные игры, игрушки.

В МКДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум. Задачами, которого являются, выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных нагрузок, выявление резервных возможностей развития детей.

Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ПМПК. Дети с проблемами в развитии направляются на районную МПК для определения диагноза и оказания помощи.

 

 

Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *