В связи с Приказом №1155 от 17.10.2013г. “Об утверждении ФГОС ДО” Министерства образования и науки России ” и на основании распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края от 28.11.2013 № 1558 в целях обеспечения высокого качества услуг дошкольного образования в МКДОУ № 5 р.п. Охотск начата работа по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Главная задача при переходе МКДОУ на федеральный государственный образовательный стандарт, это обеспечение условий для перехода ДОУ к реализации ФГОС и разработке основной образовательной программы дошкольного образования, создание таких условий, в которых бы педагог и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно.
Реализация ФГОС ДО осуществляется через:
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС:
-создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”;
СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС ДО:
– внесены изменения в программу развития ДОУ;
-внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО:
– Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.
– Группой педагогов МКДОУ разработан план-график «Дорожная карта» внедрения ФГОС ДО, с которой можно ознакомиться на сайте дошкольного учреждения.
– Согласно годового плана проводится методическая работа по изучению теоретических аспектов внедрения ФГОС ДО.
– Организована работа постоянно действующего семинара «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования: проблемы и пути их решения».
Методическое сопровождение перехода образовательного учреждения на работу по ФГОС
В течение 2014-2015 учебного года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:
-осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменений в план курсовой подготовки ОУ;
– проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения;
-комплектование библиотеки ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС;
– вопросы введения и реализации ФГОС ДО рассматривались на Педагогических советах и методических часах;
– изучение опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах;
– разработана Основная Образовательная программа дошкольного образования.
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ДОУ
– Должностные инструкции работников ДОУ приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников».
За период 2013-2015 учебного года 16 педагогов ДОУ района прошли курсовую переподготовку по вопросам ФГОС, что составляет 100 % от общего числа педагогов. Остальные педагоги пройдут курсовую переподготовку в 2016 году.
Вывод по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база, организация повышения квалификации педагогических работников.
Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ
В октябре 2014-2015г проведены родительские собрания, где родителям (законным представителям) были представлены информация о переходе ДОУ на первую ступень образования, о введении ФГОС ДО, представлена программа действий по реализации стандарта.
Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования проводится через информационные стенды, сайт.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС: в ДОУ организовано ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДОУ:
– продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС;
– обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ДОУ;
– Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками Образовательной программы.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
– использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
– ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
– осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
– возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
– отсутствие учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
– недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации Образовательной программы;
– проблемы в организации предметно-развивающей среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку;
– оснащение материально-технической базы в соответствии с ФГОС;
– недостаточное взаимодействие педагогов МКОУ СОШ № 1 и МКДОУ № 5 по преемственности с учетом ФГОС.
–
Пути решения выявленных проблем
– Всем педагогам необходимо активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО.
– Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем воспитания и обучения.
– Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группах.
– Поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.
– Привлечение спонсоров к решению проблемы оснащения материально-технической базы.
– Активизировать работу педагогов по преемственности с школой с учетом ФГОС.
Заведующий МКДОУ № 5 р.п. Охотск М.А. Белеванцева