Подвижные и малоподвижные игры, хороводы, упражнения для детей раннего возраста

ГуроваБабушкины петушки

Воспитатель раздает детям нагрудные  знаки с изображением петухов: «Слушайте, ребята, расскажу я вам сказку.

Жила-была бабушка Агафья. (Надевает на голову платок.) У нее были веселые петушки. Они ходили по двору, высоко поднимая лапки и громко хлопая крыльями. (Дети ходят по площадке врассыпную, высоко поднимая колени, отводя руки в стороны и хлопая ими по бокам.) Любили клевать зернышки. (Малыши приседают, ударяя пальцами рук по коленкам.) А еще пили водичку, вот так. (Показывает. Дети останавливаются, наклоняют несколько раз голову вниз, затем поднимают вверх.) А ночью они убегали в свой домик-двор и спали там. (Дети бегут к доске, к гимнастической скамейке (высотой 5-10 см), встают на нее, затем приседают на корточки, подкладывая ладони под щечку, закрывают глаза.) А утром снова шли во двор. Вот такие были послушные петушки у бабушки Агафьи».

Поймай птичку

 Дети стоят в кругу. Воспитатель движется по кругу, держа птичку (плоскостное изображение) на нитке на высоте поднятых рук детей. Малыши поднимаются на носки, тянутся в вверх, стараются дотронуться до птички.

Позднее допрыгивают до птички.

В игре можно использовать разные предметы для доставания: мяч, погремушку.

 Позвони в колокольчик

 На веревке, натянутой на уровне поднятых вверх рук детей, развешивают несколько колокольчиков. Детям предлагают допрыгнуть, дотронуться до колокольчиков, чтобы они зазвенели.

Можно подвесить воздушные шары, чтобы дети подпрыгивали и отбивали их руками.

 Собери погремушки

 Педагог рассыпает по полу погремушки и предлагает малышам собрать их в мешок (если детей много, можно собрать погремушки в 2-3 мешка). Воспитатель включает детям веселую музыку. Игру повторить несколько раз.

 Красный – синий

На некотором расстоянии друг от друга ставят две корзины (обручи) разного цвета – синего и красного. С одной стороны становится воспитатель, с другой – ребенок. У каждого по два мешочка: в одно руке синий, в другой – красный. Воспитатель просит показать синий мешочек и бросить его в синюю корзину, красный – в красную.

 Сбей кеглю

 Ребенку предлагают скатить мяч с наклонной плоскости так, чтобы сбить кеглю, стоящую у ее основания. Вначале берут мяч большого диаметра, а кеглю маленькую и легкую, позднее используют мячи разного диаметра.

Спрячемся в домик

 На полу раскладывают 3-4 обруча на расстоянии 50-60 см. В каждом – большой мяч. Педагог подзывает к себе детей по количеству обручей: «У всех есть домики – у Миши, Оли… Все вошли в свои домики, сели, отдохнули. (Дети садятся на мячи.) Выглянуло солнышко, дети побежали гулять вокруг своих домиков. (Дети бегают вокруг своих обручей.) Спряталось солнышко. Спрятались в домик детки».

В игре даются разные задания: попрыгали вокруг домиков, поменялись домиками, стали жить вдвоем. В домиках могут жить зайчики, мышки и т.д. Можно построить большой дом – обручи разложить по кругу.

 Воробьи

 Воспитатель: «Давайте превратимся с вами в воробьев. Головой покрутим, крыльями похлопаем и полетим. Полетали, полетали, присели и отдыхаем. А теперь посмотрим, не ли где зернышек, и «поклюем» их». (Дети складывают пальцы «клювиком» и делают вид, что клюют зерна.)

Игру можно повторить несколько раз.

Во время игры желательно проговаривать слова стихотворения.

Воробышки, воробышки

Летят, летят, летят,

Найти скорее зернышки

Воробышки хотят.

Воробьи ловят кота

 Воспитатель говорит детям, что маленькие воробьи сейчас будут ловить большого кота, надевает шапочку кота, берет в руки колокольчик. Кот перемещается по комнате и звонит в колокольчик. Дети бегут на его звон и пытаются дотронуться до кота.

 Воробышки

 На полу выкладывают 4-5 длинных разноцветных шнура (можно использовать скакалки, длинные палки). Каждому играющему ребенку надевают нагрудный знак с изображением воробья. Дети-воробышки подходят к красному шнуру, становятся вдоль него. Воспитатель говорит: «Все воробышки будут прыгать легко, на носочках. Сначала перепрыгнем зеленую дорожку, прыг! Молодцы, воробышки! А теперь перепрыгнем зеленую дорожку» и т.д.

Можно прыгать и вдоль дорожек.

 Цыплята и кот

 Воспитатель: «Я курочка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Только будьте осторожны: на скамейке спит кошка. Если она проснется, убегайте от нее в домики».

(Домиками могут быть стульчики, обручи, разложенные на полу или объятия мам. Один из родителей назначается кошкой. Надевает шапочку кошки и представляет, будто спит. «Курочка» и «цыплята» ходят вокруг кошки.)

Воспитатель:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко!

Не ходите далеко.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка».

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

На последних словах кошка просыпается и бежит за цыплятами.

Маленькие ножки шагают по дорожке

Игру проводят с подгруппой детей (5-7 человек). Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Посмотрите, как умеет ходить кукла Катя». Ведет куклу впереди себя под четкий ритм стихотворения: «Маленькие ножки шагали по дорожке, топ-топ-топ, топ-топ-топ. А теперь детки пойдут за куклой Катей». Педагог поднимает куклу, чтобы ребята смотрели вперед, идет с куклой лицом к ним.

Вторую часть стихотворения читает несколько медленнее: «Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ. Пришли! Мододцы, дети

 По ровненькой дорожке

 Из двух шнуров в присутствии детей выкладывают дорожку. «Ровненькая дорожка, – говорит воспитатель, – дети пойдут за ней друг за другом, ровно, дружно». Дети идут в ритме стихотворения: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагали наши ножки, топ-топ-топ. Шагали наши ножки, устали наши ножки, устали, отдыхают, стоп!» Дети останавливаются и присаживаются на корточки. Можно предложить детям на слово «стоп» хлопнуть в ладоши, а потом присесть.

 Где наши детки?

 Дети сидят на гимнастической скамейке. Педагог предлагает им спрятаться и показывает, как это надо сделать. Дети присаживаются на корточки возле скамейки, положив голову на руки, выглядывают. Воспитатель ходит, повторяя: «Где же, где же наши детки? Нет наших деток! Где же, где же наши детки? Вот они. Догоню-догоню!» Детки разбегаются, а воспитатель делает вид, что ловит их.

 Покатаемся на лошадке

 Один из детей изображает лошадку. Он встает в обруч, держа его двумя руками на уровне пояса. Второй – кучер. Он держит обруч тоже двумя руками, но с наружной стороны. На сигнал: «Лошадка, поехала, но!» – дети бегут; на сигнал: «Стоп, лошадка!» – останавливаются.

В эту игру можно играть и втроем. Изображающий лошадку держит обруч горизонтально сзади себя, кучер держит его с другой стороны. Один ребенок стоит в середине обруча, он катается на лошадке.

 Серый зайка

Дети стоят в кругу. В центре, на стуле плюшевый заяц. Воспитатель говорит: «Покажем зайке, что мы умеем делать. Зайчик, посмотри, наши детки умеют приседать. (Дети несколько раз выполняют движения полуприседа.) А еще наши детки умеют вставать на носочки, они сейчас с тобой поиграют. (Дети дотрагиваются руками до зайца, которого воспитатель проносит по кругу над их головами.) А еще наши дети умеют прыгать. (Дети подпрыгивают.)»

Затем педагог проводит игру «Догони», в которой малыши выполняют прыжки с продвижением вперед.

 Мои ладошки (малоподвижная игра)

Воспитатель показывает малышам, как веселый Петрушка хлопает в ладоши.

Воспитатель: «У вас есть ладошки? Покажите мне их, похлопайте ими!».

Педагог читает ребятам следующие строки, которые дети будут сопровождать движениями рук.

Покажите мне ладошки,

Покажите поскорей,

(Дети стоят, показывают ладошки, поворачивают кисти рук ладонями то вверх, то вниз.)

Этими ладошками

(Идут по залу (площадке).)

Похлопайте немножко.

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

(Хлопают ладошками и повторяют те же слова.)

Хлопай, хлопай веселей!

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

(Продолжают хлопать и произносить те же слова.)

Спрятались ладошки

В крепкий кулачок.

(Останавливаются, ладошки сжимают в кулачок, качают головой.)

Где ваши ладошки, ой-ой!

(Повторяют звукоподражание.)

Кулачок скорей открой,

Покажи ладошки!

(Стоя на месте, показывают ладошки.)

Этими ладошками

Похлопаем немножко!

Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!

(Идут по залу, хлопают ими.)

 

С добрым утром! (малоподвижная игра)

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз.)

Вы проснулись?

(Смотрим в бинокль.)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись?

(Притопываем.)

С добрым утром, солнце!

(Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась!

(Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)

Две подружки (малоподвижная игра)

На лужайке две подружки

(Похлопать по коленям)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква»

(Похлопать в ладоши.)

Две зеленые лягушки

(Похлопать по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква

(Похлопать в ладоши)…

«Ква!»

(Притопнуть одной ногой.)

Хором песни распевают

(Сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их –  ротик.)

«Ква-ква-ква»

(Похлопать в ладоши)…

«Ква-ква-ква»

(Несколько раз притопнуть ногой.)

И спокойно спать мешают

(Погрозить пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква»

(Похлопать в ладоши)…

«Ква!»

(Сделать один притоп.)

Пропавший малыш (малоподвижная игра)

Взрослый проговаривает текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.

У меня пропали руки.

Где вы рученьки мои?

(Руки за спиной.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять.

(Показывают руки.)

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

(Уши закрывают ладошками.)

Раз, два, три, четыре, пять –

покажитесь мне опять.

(Показывают уши.)

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

(Глаза закрывают ладошками.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять.

(Убирают ладошки от глаз.)

 Ладошки (малоподвижная игра)

 Воспитатель поет на мотив песни «Во поле береза стояла…», сопровождая пение движениями, дети подражают движениям взрослого.

Тихо мы в ладошки ударим,

Тихо мы в ладошки ударим,

(Тихо хлопают в ладоши.)

Громко мы в ладошки ударим,

Громко мы в ладошки ударим,

(Громко хлопают в ладоши.)

Люли-люли ударим,

Люли-люли ударим.

Рученьки мы вверх поднимаем,

(Поднимаем руки вверх.)

Ручки на колени опускаем.

(Опускают на колени.)

Люли-люли опускаем,

Люли-люли опускаем.

Рученьки за спину мы спрячем,

(Руки прячут за спину, затем вытягивают их вперед.)

Рученьки свои мы покажем,

Люли-люли покажем,

Люли-люли покажем.

Ноженьки свои мы покажем,

(Выставляют поочередно ноги.)

Ножки наши весело плясали,

(Притопывают ногами.)

Люли-люли плясали,

Люли-люли плясали.

Дружно весело плясали.

Ваши ножки не устали?

(Садятся на коврик.)

Сядем на дорожку,

Посидим немножко.

Веселые хлопушки

Пусть стоят на месте ножки.

 («Пружинка», руки на поясе.)

Только хлопают ладошки.

(Дети стучат по коленям.)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

(Хлопки перед собой.)

А теперь скорей похлопай,

Да погромче за спиной.

(Хлопки за спиной.)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

(Дети, хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки.)

Ниже. Ниже, ниже хлопай.

Руки ниже опускай.(Хлопая, опускают руки.)

А теперь качать руками можно целых пять минут.

(Покачивают руками вперед-назад, выполняя «пружинку».)

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

(Приседают на корточки, ладоши складывают под щечку.)

 Где же, где же наши ручки?

 Где же, где же наши ручки?

Нет наших ручек. (2 раза)

(Руки спрятать за спину.)

 Вот наши ручки!

(Показывают руки.)

Пляшут, пляшут наши ручки,

Маленькие ручки!

(Имитируют танцевальные движения.)

Где же, где же наши детки?

Нут наших деток. (2 раза)

(Закрывают лицо руками.)

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки

(Показывают лицо.)

Пляшут, пляшут наши детки

Маленькие детки!

(Имитируют танцевальные движения.)

Где же, где же наши ножки?

Нет наших ножек! (2 раза)

(Приседают.)

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки

(Встают и показывают ноги.)

Пляшут, пляшут наши ножки,

Маленькие ножки!

(Танцуют.)

Летний дождик (игровой массаж)

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

(Родители похлопывают ладонями по спинкам детей.)

По веселой звонкой крыше –

 (Постукивают пальчиками.)

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите.

 (Поколачивают кулачками.)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите.

(Растирают ребрами ладоней.)

Бом! Бом! Бом!

Посчитайте, поиграйте.

(Растирают плечи круговыми движениями.)

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте.

(Поглаживают спинку руками.)

Бом! Бом! Бом!

Зайка шел (хоровод)

Воспитатель предлагает детям развеселить грустного зайку. Дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.

Воспитатель:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капусту нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На слово «сел» – дети останавливаются и присаживаются на корточки.

 Жили-были зайчики (хоровод)

Дети встают в хоровод вокруг зайчиков и ходят по кругу со словами.

Жили-были зайчики

На лесной опушке,

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и показывают, как они «моют» ушки и руки, «наряжаются», надевают тапки.

 Ой, летели птички (музыкальная игра)

Воспитатель знакомит детей с собачкой, которая «живет» в домике. Педагог начинает напевать и одновременно выполнять действия по тексту.

 Вот летели птички –

Птички-невелички,

Все летали, все летали, (2 раза)

Крыльями махали,

На кустике отдыхали.

Птички отдохнули

И опять полетели,

Все летали, все летали, (2 раза)

Крыльями махали,

(Дети повторяют движения за взрослым.)

На дорожку сели,

Зернышек поели.

– Клю-клю-клю-клю,

Как я зернышки люблю.

(Дети приседают на корточки, стучат пальчиком по полу, птички «клюют».)

Кто-то крошки нам посыпал,

Клю-клю-клю, клю-клю-клю,

Крошки тоже я клюю.

(Продолжают «клевать» – стучат пальчиком по полу, сменив руки.)

Перышки почистим,

Чтобы были чище,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище! (2 раза)

(«Птички» отряхиваются.)

А собачка побежала

И всех птичек распугала.

(Дети- «птички» улетают, собачка бежит за ними и громко лает.)

Педагог хвалит детей: «Ай да детки, ай да молодцы! Все птички улетели! Никого не поймала собачка!»

Примечание

Дети в игре еще раз повторяют знакомые действия, вспоминают и подражают тому, что они когда-то видели. Воспитатель создает эмоциональный фон, игровой настрой, активизирует самостоятельную деятельность детей, берет на себя роль собачки.

 Веселые мячики

  1.  Прокатывание мячей. Дети становятся в ряд, воспитатель предлагает им присесть на корточки и сильно толкнуть каждому свой мяч двумя руками, чтобы он покатился далеко.
  2. Дети играют с мячами (3-5 минут). Затем педагог приносит корзину, поднимает ее повыше и предлагает детям дотянуться до нее и положить туда мячи.

 Веселые мячики

  1. Дети стоят в кругу, у каждого в руках большой мяч. Воспитатель начинает считать: «Раз, два, три!» На последний счет все дети подбрасывают мячи вверх, а затем бегут за ними.
    В игре малыши могут стоять в шеренге, врассыпную и бросать мячи                 вперед, назад, через голову, прокатывать их в разных направлениях.2. Очерчивают мелом круг (или выкладывают из шнура). В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По сигналу воспитателя все бросают мячи в корзину.
Be Sociable, Share!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *