Психологическое здоровье дошкольников (из опыта работы)

ЖдановскихВ настоящее время психологические службы функционируют во всех структурах системы образования, от яслей до вузов. Каждая из них имеет свои особенности. В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Даже взрослого человека хорошее настроение окрыляет, дает энергию для действий. Что уж говорить о ребенке, который, вырастая в благоприятной психологической атмосфере, привыкает смотреть на мир позитивно, проявлять активность в жизни, в решении проблем. Поэтому работа по сохранению психологического здоровья детей предельно важна.

Дошкольный возраст -важный и ответственный период в жизни ребенка, когда формируется личность, закладываются основы здоровья.

В современном обществе все больше становится тревожных детей. Причин много : это и экологические факторы и социальные. Впервые термин “психическое здоровье ” был введен в 1979 году. А реалии сегодня таковы -что, из 5 миллионов взрослого населения, 1 миллион психически нездоровы .Исходя из этого – целью своей работы считаю следующее:

1.своевременное оказание психологической поддержки детям, направленную на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств. 2.Обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей, как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Работу веду в трех направлениях: работа с детьми, педагогами и родителями. Исходя из этого , решаю следующие задачи:

1.Содействую созданию социально -психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.

2. Содействую коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.

3.Способствую повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, расширяю психолого -педагогические знания и умения по оптимизации детско -родительских отношений.

4.Взаимодействуя с педагогами , осуществляю психолого -педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, использую разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно -развивающей работы.

Ребенок воспитывается тогда, когда он не замечает, что его воспитывают .А если на ребенка все время кричать, мы приучаем ребенка к такой модели поведения. Поэтому в работе с детьми использую всего 3 метода :

1.Личный пример.

2.Убеждения.

3.Вовлекаемость в совместную деятельность.

Психолог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Об этом помню, общаясь с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети воспринимают мир всеми органами чувств, строя целостные образы предметов, и не выделяют их отдельные сенсорные свойства. Поэтому доброжелательно прошу малыша , показать мне просто мяч, позже выделяем цвет. форму, размер. Делаю это в игровой форме. “Покажи мишке мяч”, “Покорми куклу Таню”и т. д И так со всеми предметам, игрушками. Стараюсь расположить к себе ребенка, обязательно тактильный контакт (погрей мне руки, посмотри на меня). Использую упражнения на поглаживание:”Поделись добротой!”, “Теплые ладошки”. И если ребенок доверчиво протягивает мне ручонки и улыбается, значит он доверяет мне. А в процессе общения, в игровой форме , развиваю у ребенка познавательную активность и творчество. Немаловажную роль в развитии младших дошкольников имеет активизация наглядно -действенного мышления и развитие мелкой моторики рук. С этой целью использую парциальную программу “Развитие познавательной активности и творчества дошкольников посредством мелкомоторной функции организма ребенка” Автор Г. Б.Супрун. Ее основной целью является активизация работы познавательных процессов, увеличение объема и развитие переключаемости внимания, а также речи и творческих способностей через тренировку моторной функции. Для определения результативности работы по данной программе провожу диагностику в начале учебного года и в конце. Использую следующие методики “Вырежи фигуру”, “Запомни рисунок”, “Найди и вычеркни”, “Воспроизведи рисунок” -Р.С.Немова. Работу провожу совместно с воспитателем. В течении года провела несколько тренинговых занятий с детьми, как для воспитателей так и для родителей .Занятия провожу в игровой форме. Игры и сказочные путешествия позволяют детям эмоционально расслабиться, стать естественными и преодолеть барьер общения с участниками занятия. Использование релаксационных упражнений и самомассажа помогает настроить ребенка на само занятие и в тоже время дает им возможность отдохнуть, снять некоторое напряжение, усталость, накопившиеся в процессе занятия.

Графические задания использую для подготовки руки к письму, они вырабатывают пластичность и безотрывность письма. При выполнении графических заданий осуществляю индивидуальный контроль с обязательной похвалой, при необходимости оказываю помощь с индивидуальным показом. Благодаря такому подходу дети больше доверяют взрослому, они не бояться ошибок, так как знают, что им помогут, у них вырабатывается уверенность. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) сопровождается проговариванием четверостиший или небольших стихотворений. Например, пальчиковая игра “Повстречал ежонка еж…” “Здравствуй, братец, как живешь?”(Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца). Устойчивость внимания зависит от интереса детей. Поэтому во время общения с малышом, стараюсь привлечь его внимание яркой игрушкой, каким -то действием .Например с детьми двух лет провожу игру “Веселые платочки”. Для игры использую яркую коробку с отверствиями. Помещаю в коробку яркие платочки, просунув их кончики в прорези -отверствия. Количество платочков соответствует количеству детей. Предлагаю каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, хвалю его, вместе с ним радуемся, что все у нас получилось. Предлагаю поиграть с платочками. На интересном предмете или деле можно удерживать внимание более продолжительное время. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется способность ставить цели, касающихся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов. как память, внимание, мышление, восприятие и другое. Произвольность поведения и психических процессов имеет, по справедливому мнению отечественного психолога Л. И. Божович решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность включает формирование у детей определенного отношения к учебе в школе т. е. мотивация учения, а также обеспечение определенного уровня интеллектуального и эмоционально -волевого развития. В начале учебного года совместно с воспитателем, логопедом выявляем детей ,которые требуют особого внимания и дополнительных занятий по развитию внимания, памяти, мышления, развитию волевых усилий, усидчивости. Провожу диагностику уровня психического развития во всех дошкольных группах в начале и конце учебного года. Диагностическое обследование также провожу после проведения коррекционно -развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Коррекционно -развивающее направление включает в себя и групповые психокоррекционные занятия и индивидуальные. С детьми установились теплые и дружеские взаимоотношения. Необходимо так относиться к чужим детям, как бы вы хотели чтобы относились к вашему ребенку, чтобы ребенок чувствовал. что мы к нему неравнодушны, что он любим. Одним из условием реализации Ф Г Т в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно -образовательного процесса. При том важно, чтобы психологическая служба ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Поэтому следующий аспект моей работы -это работа с педагогами. Работа педагога -психолога с педагогами является важным звеном в образовательном процессе. От компетентности воспитателя в вопросах детской психологии зависит, какие качества личности будут сформированы у современного дошкольника, как он научится регулировать свое эмоциональное состояние, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками. состоится ли базовое доверие к миру. В течении учебного года проведено несколько тренингов с воспитателями, на темы “Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми”, “Профилактика эмоционального выгорания”, проведен игровой тренинг “Калейдоскоп эмоций” .По запросу воспитателей группы№6 проведено обследование эмоционального состояния детей. А также провожу индивидуальные консультации по мере необходимости. Это способствует эффективному и качественному развитию детей, повышению профессионализма педагогов, росту компетентности в области коррекционной педагогики.

Следующее направление моей работы -работа с родителями .В законе “Об образовании” сказано, что родители являются первыми воспитателями, они закладывают основы нравственного и физического воспитания детей. Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер…Вот тогда начинаются трудности и проблемы. Задача педагогов, в том числе и педагога -психолога, донести до родителей идею о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии. В течении учебного года провожу как групповые так и индивидуальны консультации :”Что делать, если ребенок не слушается?”,”Детские страхи”, “Что делать, если ребенок боится темноты, Детская жестокость, “Адаптация ребенка в детском саду -попытка или пытка?”и др. В групповых уголках помещаю памятки для родителей: “Принципы общения с детьми”,”Памятка родителям о воспитании детей”, “Как привить ребенку дисциплину”, “Правила, которые помогут наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину, “Памятка родителям от ребенка” и т. .д. Если мне предстоит выступать на родительском собрании, провожу предварительно анкетирование ,тестирование, психологические тренинги. Результаты обязательно обсуждаем с родителями. Совместно проводимая работа помогает детям преодолеть все трудности ,открывая путь для дальнейшего благоприятного развития. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого малыша зависят от мудрости воспитателя и родителей, их терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. И какие бы усилия не прилагал педагог -психолог, его усилия не будут эффективными без сотрудничества с педагогами и родителями.

Педагог-психолог Ждановских А.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *