Выступление к районному родительскому собранию: «Детский сад – территория безопасности»

3Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Дети самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. Тема безопасности жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка дошкольника может стать небезопасной для него. Познавая окружающий мир, малыши часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта общения с предметами, большинство дошколят не знают как себя вести в той или иной ситуации. Родители мало времени уделяют обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывают у ребенка все больший интерес.

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста, так как в этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы жизнедеятельности. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Преимущество дошколят в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их.

Работа в этом направлении сводится к нахождению ответов на вопросы:

  • Как помочь разобраться дошкольникам в многообразии жизненных ситуаций?
  • Как сберечь здоровье ребенка?
  • Как научить детей помогать друг другу?

Чтобы ответить на эти вопросы педагоги ДОУ поставили перед собой следующие цели:

  1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

– знакомство сбытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

– воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

  1. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

– развитие представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передача детям знаний о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Дошкольное образовательное учреждение «Звездочка» работает по комплексной программе «Радуга», где имеется раздел «Правила личной безопасности», где ребятам предлагаются следующие ситуации:

  • Ребенок потерялся или заблудился;
  • Огонь – стихия;
  • Природа (правила поведения);
  • Правила пешехода;
  • Ситуации общения с незнакомыми людьми

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, вся воспитательно-образовательная работа строится в тесном взаимодействии с родителями. Без их помощи нам никогда не добиться эффективной работы. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей. Родители для детей  всегда являются авторитетом и примером для подражания. Важно, чтобы они осознали, что от детей нельзя требовать выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений  навыков безопасного поведения проводятся следующие формы  взаимодействия и общения  с родителями

Работа с родителями

  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей (занятия, развлечения, праздники);
  • наглядная агитация (папки, стенды памятки по организации безопасного поведения детей;
  • совместные экскурсии;
  • беседы;
  • выставки детских работ, фотовыставки;
  • совместное изготовление атрибутов.

Работа с детьми

  • Изготовление учебных пособий по основам безопасности жизнедеятельности («Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Опасные ситуации в жизни детей»);
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • Беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
  • Изобразительная деятельность;
  • Трудовые поручения;
  • Наблюдения;
  • Опыты и экспериментирование;
  • Занятие по ОБЖ («Изучаем свой организм», «Ценности здорового образа жизни», «Поговорим о болезни»);
  • Экскурсии в пожарную часть, к морю, к реке и т.д.

 

Советы для родителей

 

  • Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес.
  • Научите правилам безопасности дома и на улице.
  • Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.
  • Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем.
  • Не оставляйте детей дома без присмотра одних.
  • Не разрешайте детям разговаривать с чужими людьми, брать у них подарки, идти сними куда-либо.
  • Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.

В заключении хочу прочитать цитату известного педагога К.Д. Ушинского.

 

Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, дает возможность измерить опасность и определить ее последствия

                                                                                         К.Д. Ушинский

В результате совместной работы дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Заведующий МКДОУ У 5 р.п. Охотск                     М.А. Белеванцева

2015 год

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *