Детские страхи

         Одна из  частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи. Чего бояться дети? Самого разного. У одних детей страх возникает по ночам (страх темноты), у других – независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

         В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи. До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время “что это?” и “кто это? ” Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти “кто”и “что”. С двух до трех лет ребенок задает вопросы “где?,” “куда?”, “откуда?”, “когда?.” Возникают  страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, в лесу, на крыше и т. д.). С трех до четырех лет с вопросом “почему?” приходит страх последствий поступков, а с ними и страх наказания . Малыш больше всего боится того, о чем ничего не знает. К пяти годам ребенок выходит на вопрос “что будет?”. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов.

        Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития. Вас больше должно взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку  жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности и различных жизненных ситуаций. Надо учитывать, что более всего подвержены страхам эмоционально – чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением. Таким образом, наличие страхов у дошкольников не являются какой-либо патологией. Однако у некоторых детей они переходят в навязчивые формы, что сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально-личностной сфере ребенка. При этом далеко не у всех детей страхи явно выражены, поэтому родители и воспитатели не получают сигнала для беспокойства по этому поводу. Появление многих распространенных вариантов страха можно предупредить самыми простыми методами.

Одним из распространенных вариантов страха  – является страх темноты. Он ярко проявляется к трем годам. Темнота наполняется образами, порожденными воображением, а недостающий жизненный опыт и избыточная эмоциональность ребенка не дают возможности понять безосновательность этих страхов. Очевидно, что страх перед темнотой не может появиться у ребенка, который всю жизнь спит в неосвещенной комнате. Эта привычка закладывается еще на первом году жизни, и не следует на всю ночь оставлять включенной маленькую лампочку в комнате, где спит малыш. Когда ребенок станет постарше, можно вместе с ним ” путешествовать ” по темной комнате, прокладывая надежные” дорожки ” к предметам, которые могут ему понадобиться ночью (чашка с водой, ночной горшок и т. д.) Такое путешествие поможет малышу понять, что вокруг нет ничего опасного. Когда ребенок ложится спать, не надо плотно прикрывать дверь в его комнату. Тихие звуки голосов родителей приглушенное бормотание телевизора не только не мешают  ему засыпать, но, наоборот, способствуют появлению чувства защищенности и покоя. Поскольку чаще всего страх темноты проявляется перед засыпанием, следует, начиная с ужина создать атмосферу мира, уюта и покоя. Совершенно неуместны шумные игры, страшные фильмы и сказки перед сном. Даже безобидная с точки зрения взрослого, сказка “Красная Шапочка” может быть воспринята боязливым ребенком как ужасные приключения злого зубастого волка. Для таких детей лучше подходят спокойные истории из жизни белочек, зайчиков и т. д. Спокойные интонации, убаюкивающие ребенка, снимут его эмоциональную готовность испугаться.

        Также очень важно активно обогащать его знаниями о предметах и явлениях природы, мире людей и их взаимоотношениях. Когда ситуация не таит в себе элементов неожиданности, когда малыш не раз наблюдал то или иное явление природы (например грозу) непонятных и тем самым пугающих явлений   вокруг него становиться меньше. Самое эффективное средство предупреждения развития страхов у дошкольника  – эмоциональный комфорт в семье, внимание к его чувствам и переживаниям, готовность родителей всегда прийти к нему на помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *