Адаптационные игры
“Иди ко мне”
Отойдите от ребенка на несколько шагов и поманите его к себе, ласково приговаривая “Иди ко мне, мой хороший”. Когда ребенок подойдет, обнимите его и скажите “Ах, какой хороший Ваня ко мне пришел!” Игру повторить несколько раз.
“Прячем мишку”
Спрятать знакомую ребенку игрушку так, чтобы ее было немного видно.
Спросить у ребенка “А где мишка?” Затем вместе с ребенком идем искать игрушку, когда ребенок найдет игрушку , спрятать так, чтобы искать ее было трудней. В конце игры спрятаться и громко произнести “Ку -ку”
“Игра с кистями рук”
Дети повторяют те движения, которые показывает взрослый . Опустить пальцы вниз и шевелить ими, изображая “дождь”. Сложить пальцы каждой руки колечком и приложить к глазам , изображая бинокль. Нарисуйте пальцами “Кисточкой” кружки на щеках, проведите сверху вниз линию по носу и сделайте пятнышко на подбородке. Постучите кулаком о кулак, похлопайте в ладоши.
Игры на сенсорное развитие
“Найди цветок для бабочки”
Бабочки хотя найти “Свои” цветы- сесть на такой цветок, чтобы их не было видно( такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Положите бабочки на цветочки такого же цвета, как они. Молодцы, помогли бабочкам. А теперь посадите бабочек так, чтобы их было хорошо видно (на цветок другого цвета)
Мешок с подарками.
Взять любые крупные предметы (кубик, кольцо, шарик и т. д.) Дать каждому малышу в руки , а затем сложить в мешок. Предложить достать предмет из мешка и рассказать о нем, затем просим достать конкретный предмет. Вначале берем небольшое количество предметов, затем прибавляем по 1 -2 игрушки.
Игры на развитие мелкой моторики
“Самодельная мозаика” Вырезать из картона мелкие и крупные геометрические фигуры . показать как из них можно делать картинки -домик, елочку, голову зайца и т. д. Можно нарисовать на бумаге схемы предметов, показать , как опираясь на них , можно сделать картину .Побудите малыша проявлять фантазию.
“Вагончики поехали, поехали…”
Сидя за столом, поставить на стол сжатые в кулак кисти рук и скажите: “Сначала послушайте, как идет поезд”. Постукивать кулачками по столу, приговаривая “тук, тук”. Вы тоже сожмите кулачки и стучите также, как я” Дети начинают стучать кулачками вместе с педагогом. Педагог приговаривает, “Вагончики поехали, поехали, поехали тук, тук, тук .Постепенно ускоряем темп игры.
Игры на ознакомление с окружающим
“Плыви, кораблик” Налить воду в тазик (в бассейн), потрогать воду, обратить внимание, что руки стали мокрыми. Затем опустить игрушки в воду. Дети наблюдают, как игрушки плавают, дуют на них, вызывая движение: “Плыви, кораблик”
Игры с песком
При игре с песком вместе с детьми скользите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, пройдитесь ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы. Пофантазируйте с детьми, на что похожи эти узоры.
Игры на физическое развитие
“В гости к зайке”
Пригласите детей в гости к зайке. Создайте тропу препятствий: массажный резиновый коврик -каменистая дорожка, небольшая лесенка –гора. Расставленные кегли – это лес, а пуговицы под ними -грибы, которые надо собрать и не свалить кеглю. Мягкие модули -небольшие горки, через которые надо перелезть. Зайка может попросить спеть песенку, рассказать стишок, попрыгать на одной ножке. И конечно следует наградить детей за нелегкий путь к зайке.
“Зарядка в зоопарке”
Расставить в комнате фигурки животных. пригласите детей в зоопарк. Останавливаясь, около каждого животного попросите малышей вспомнить, что они знают об этом животном, предложить сымитировать его голос, походку.
“Лягушата и жучок”
Показать детям игрушечного жучка, закрепленного на веревочке. Предложить детям быть лягушатами. Лягушата будут ловить жучка, а он будет улетать от них.
Дети садятся на корточки. Педагог стоит в центре круга и медленно проносит над их головами жучка. Дети подпрыгивают, стараясь поймать жучка.
Сюжетные игры
“Зайка заболел”
Педагог в роли доктора. Разыгрывает диалог с игрушечным зайцем.
Кто пришел ко мне на прием?
Пациент – зайчик (жалобно) Я, доктор!
Садитесь, больной. Что у вас болит?
-У меня кашель, болят ушки.
-Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (слушает больного трубкой)
Вы сильно кашляете. Покажите ушки. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая.. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?
-Да, я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания!
“Купание куклы”
Обращаясь к кукле, спросите: “Ах, ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?” Затем скажите детям: “Кукла Катя испачкалась. Надо ее искупать. Что нам для этого нужно?” Когда помоем куклу, предложите детям вытереть ее полотецем. Затем куклу одевают и укладывают спать. Повторить игру 1-3 раза, привлекая детей с низким уровнем игровых умений и навыков.
Игры на социальное развитие
“Вот и я”
Дети сидят на стульях полукругом перед педагогом. Скажите: “Сейчас я спрячусь. Вот так.” и присядьте за спинкой стула, продолжите : “Я спряталась. А теперь спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем выгляньте из за стула, улыбнитесь и скажите: “Вот я”, побуждая детей делать то же. Повторяйте игру 2 3-раза.
“Возьми игрушку”
Достаньте из яркой коробки игрушки: мяч, матрешка, зайчик. Обыграйте их : «Это мяч, он катится, это матрешка, она идет к нам в гости -топ, топ, это зайчик он прыгает”. Дети берут игрушки, выполняют с ними предметно – игровые действия. Затем ставят игрушки в коробку, называя игрушки.
“Соберем пирамидку”
Покажите ребенку “Чудесный мешочек” и попросите рукой ощупать предметы внутри мешочка. “Догадайся, что там.” Затем достаньте из мешочка колечки и стержень” “Мы с тобой будем собирать пирамидку.” Покажите, как нужно нанизывать колечки”. Ребенок собирает пирамидку и прячет ее в чудесный мешочек. Игра повторяется с другим ребенком.
Музыкальные игры
Игра “Карусель”
Оденьте пояс с разноцветными лентами и пригласите детей прокатиться на карусели. Сейчас мы будем кататься. Дети держатся за ленты и двигаются по кругу. Ваши слова :
Еле, еле, завертелись карусели.
А потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз и два, раз и два , вот и кончилась игра!
Игровая песня с движениями “Машина”
Раздать детям разноцветные рули . Дети подпевают слова песенки, имитируют движения руля.
Сидим с шофером рядом -би, би, би
Помочь шоферу надо! -би, би, би
Машинам всем и людям -би, би, би
Бибикать громко будем -би, би, би.
Музыкальная релаксация “В лодке”
Педагог садится на ковер, сажает ребенка на колени, или на подушечку перед собой, берет ее за оба края и качает малыша, как в лодочке, в такт музыке.
В лодке мы с тобой плывем, нас волна качает,
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывем – только речка знает
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет.