Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

        Тема: Каменный уголь.

Цели: Формирование реалистического представления о свойствах и качествах предметов неживой природы (каменный уголь)

Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
3. Развивать их сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.
5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
6. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – «углем». 


Предварительная работа: 
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.

 
Оборудование:
 
Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки – схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

Ход занятия.
Введение.
– Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы) – а еще что? (природа) – какая бывает природа? (живая и неживая) – назовите признаки живой природы. (Дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)  – предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое» – я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (Солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода) – молодцы, справились. – Дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино», так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться. – Ну как поможем?  – давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.

Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор. « – Ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему? – да тут еще и загадка:

С виду неприглядный камень         
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его достать
Надо в шахте побывать
Под землею огоньки
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.

 – Что это?  – правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля) – скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой) – мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.
-ребята, а как называются люди, которые все изучают?
-да, ученые.
-вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными

-я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы. (дети проходят за столы)
-перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.
-вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?
-какого он цвета? (черный)
-я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.
-уголь твердый или мягкий?
-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)
-гладкий или шершавый? 
-блестящий или матовый? 
-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили? 
-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой. 

-коллеги, как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.
Опыт 1: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
-что произошло? (да, он рассыпался)
-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
– Какой он? (бугристый, как дерево)

-уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
Опыт 2: «опускаем уголь в воду» 
-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
-а что произошло с углем? (он утонул)
-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
-а как вы думаете, уголь растворяется? 
-давайте проверим.
Опыт 3: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
-уголь не растворяется.
-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

-сейчас ученый Александр расскажет нам о главном свойстве угля.
Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»
– нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)
– Спасибо, Александр. А ученый Слава расскажет как добывают каменный уголь.
Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы.
-Данил, коллега продолжите.
Сообщение: «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»

-Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм « Как добывают каменный уголь»

Просмотр презентации

– А теперь, уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.  – Ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, этими кусочками можно рисовать и создавать картины. ( Так делают и рисуют настоящие художники). Давайте с вами, ребята, тоже  попробуем нарисовать что-нибудь интересное при помощи уголька и отправить в Простоквашино свои рисунки..(дети рисуют под музыку), а когда закончите рисовать возьмете угольки на память о нашем занятии, а дома поделитесь своими знаниями со своими родителями. Воспитатель:  Вам понравилось? Было легко или трудно?

У вас на столах лежат смайлики грустные и весёлые. Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы?

(Дети показывают смайлики)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, хотите узнать моё настроение?

(Слайд с весёлым смайликом)

Воспитатель: Вы можете забрать свои работы  и, конечно же, смайликов. Это вам мой подарок.

Всем спасибо за работу!    

Автор: Родионова Евгения Леонидовна,

МКДОУ №5 р.п. Охотск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *