Конструктор проектирования непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующего вида для детей с ОНР и ОВЗ

5 Образовательная область: коммуникативно-речевая

Возрастная группа:  разновозрастная группа компенсирующего вида для детей с ОНР и ОВЗ

Тема НОД: «Новый год»Цель: Обогащение представлений детей о новогодних праздниках, создание радостного настроения от занятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Закрепление представле­ний о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активи­зация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, кар­навал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегуроч­ка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Авто­матизация правильного произношения шипящих звуков. Совер­шенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка)

.Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артику­ляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с дви­жением.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: стол, маленький объемный картонный домик, украшенная елочка, сверкающая огнями.  окна фигурки детей, фигурка Деда Мороза, музыкальное сопровождение, мандарины, тарелочки, влажные салфетки.
Предварительная работа: экскурсия с родителями на центральную площадь к новогодней елке, украшение группового помещения и кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков домашним и дру­зьям, разучивание пальчиковой гимнастики «На елке».
Планируемые результаты:

личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; коммуникативный, самостоятельный; умение работать в  коллективе;

интеллектуальные: представления о природных явлениях в зимний период, коммуникативной (умение связано высказывать собственную точку зрения, рассказать о ходе выполнения задания), познавательной деятельности;

физические: двигательная активность, развитие мелкой моторики.

Этап НОД

 

 

Содержание. Действия педагога Действия детей. Результат. Ожидаемый результат Интеграция по видам деятельности
Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете вы­ключен свет, а на столе стоит маленький объемный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая ог­нями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью фигурка Деда Мо­роза. Звучит тихая музыка. Пахнет елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение А. Барто «Дед Мороз».

Задает вопросы по прочитанному стихотворению

Логопед выключает магнитофон и гирлянду на елочке, убирает домик, включает свет.

 

 

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

 

Со­здание эмоционально положительного фона, атмосферы сказоч­ности и таинственности.

 

Восприятие художественной литературы.
Актуализация  знаний – выход на проблему. Мотивация. Логопед. Приближается новогодний праздник. И на этой неделе мы будем готовиться к празднику и говорить о нем.

Упражнение «Запах Нового года».

Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.

Логопед. Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет елкой и мандаринами. Говорят, что запах елки и мандаринов — это запах Нового года. Давайте понюхаем мандарин вот так.

Логопед берет в руки тарелочку, подносит ее к лицу, делает  глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу.

Логопед. Ах, как вкусно пахнет!

Дети выполняют упражнение по очереди, тарелочка передается по кругу.

– Ах, как вкусно пахнет!

 

Развитие речевого ды­хания. Коммуникативно-речевая деятельность.
«Открытие» нового знания. Логопед.

Продолжая разговор о новогоднем празднике,  обо всем, что с ним связано, для начала вспомним, что не один новогодний праздник не обходится без лесной красавицы, елочки.  Рассмотрите игрушки, которые вы выбрали, и расскажите, какие они. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?». Проводится игра «Украшаем елку»

 

 

 

Отгадывание загадки.

Логопед обращает внимание детей на украшенную ёлочку.

Логопед. Эта елка поможет вам выполнить следующее задание — отгадать мою загадку:

Что это будет?

Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Шары золотистого цвета.

Подарки. Мерцанье цветных огоньков.

Звезды. Снежинки. Гирлянды флажков.

Пляски и песни. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?                               В. Данько

Логопед. Как вы догадались?

 

Логопед. А запомнили ли вы, о каких украшениях говорится в загадке? Перечислите их.

 

 

 

 

 

 

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кого не стало» и закрыть  глаза.

Я уберу одну из игру­шек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает петушка. Дети откры­вают глаза.

 

 

Логопед предлагает детям пройти на коврик.

Задает вопрос:

-Вы знаете, что дети на празднике поют песенки. Давайте и мы споем песенку про елочку.  Пение песенки «Елочка». Старайтесь правильно произносить звуки, четко проговаривать слова, петь выразительно.

Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку.

 

 

Логопед  проводит пальчиковую гимнастику «На елке».

 

Дети выполняют упражнение.

 

1-й ребенок. Я повесил на елку большую коричневую шишку.

 

2-й ребенок. Рядом с шишкой я повесила смешную зеленую лягушку.

 

3-й ребенок. Я украсила елку аппетитной румяной грушей. и.т.д.

 

 

 

Дети отвечают : Елка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают подробное объяснение.

Дети перечисляют елочные украшения: Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, огоньки, звезды, снежинки, флажки.

Дети.

1-й ребенок. Не стало петушка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответят по два раза все дети.

 

 

 

 

 

 

Дети поют песенку:

 

Наша елочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится

 

 

 

 

 

 

Дети вместе с логопедом выполняют движения по показу.

Активизация и актуализация сло­варя по теме «Новогодний праздник». Развитие зрительного вни­мания и восприятия. Автоматизация правильного произношения шипящих звуков.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле.

 

 

 

 

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

 

 

 

Речевая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативно-речевая деятельность. Восприятие художественной литературы и фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальная, речевая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая, коммуникативно-речевая деятельность.

Закрепление нового знания, повторение Логопед.

Сегодня мы много говорим о елке. Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом. Проводится игра с мячом «Семейка слов».

– Как вы назовете маленькую елку?

– Как называется лес, в котором растут елки?

–   Какие шишки у елки?

 

Как называют большую елку?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

 

 

 

 

1-й ребенок. Елочка.

2-й ребенок. Ельник.

3-й ребенок. Еловые.

4-й ребенок. Ель.

 

Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка). Речевая, двигательная  деятельность.
Рефлексия (итог НОД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед показывает и выполняет вместе с детьми физ. минутку «Новый год». Активизирует внимание, двигательную активность детей.
Логопед хвалит детей за правильно выполненное задание.     

 

 

Окончание занятия. [Опенка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать, о чем они говорили на занятии, чем занимались, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Дети выполняют двигательные упражнения для расслабления мышц и позвоночника под руководством воспитателя. Активизируют внимание, выполняют под каждое предложение определенное движение.

 

 

Дети радуются достигнутому результату, тому, что решили все поставленные задачи.

Развитие внимания, двигательных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование положительных эмоций, чувства удовлетворения от достигнутых результатов.

Игровая, коммуникативно-речевая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная деятельность.

Продолжение исследования вне НОД Логопед привлекает родителей для совместной работы.

Создает предметно-развивающую  среду  в ДОУ в канун Нового года (методическая литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения, художественная литература, картины русских художников, презентации о новогодних праздниках).

 

Дети и родители принимают активное участие. Изготавливают елочные украшения, новогодние подарки домашним и друзьям.  Участвуют  в выставке детских рисунков «Новогодняя открытка»). Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Коммуникативная, игровая, изобразительная деятельность. Восприятие художественной литературы и фольклора.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Гавришева Л. Б.. Нищева Н. В. Логопедические распевки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

 

  1. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- Нищева Н.В.)

 

  1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ( Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. -.

Учитель – логопед:

Болдырева Нина Петровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *