Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием речи, следовательно, мышления в целом. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, лучше говорят и быстрее развиваются. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, расстегивание и застегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами. Систематическая работа по тренировке движений пальцев также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики педагоги нашего сада начинают, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
В МКДОУ № 5 «Звездочка» педагоги уделяют большое внимание развитию у дошкольников мелкой моторики рук. Для этого широко используется в работе:
- Пальчиковые игры и гимнастика.
- Пальчиковый театр.
- Работа с природным материалом, сыпучими материалами (песком, фасолью, горохом, шишками и т.д.).
- Игры с пуговицами (застегивание-расстегивание, выкладывание орнамента, нанизывание).
- Работа с пособиями по застегиванию, завязыванию.
- Занятия со счетными палочками, спичками (выполнение по схеме и без нее).
- Работа с бумагой (аппликация, работа с трафаретами).
- Работа с ножницами.
- Упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
- Изобразительная деятельность (лепка из пластилина, рисование мелками, карандашами, красками).
- Работа с конструкторами, пазлами, мозаикой.