Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание

 

Содержание

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Характеристика программы
  4. Раздел I «Здоровье»:

– направление «Путь к себе»;

– направление «Мир моих чувств и ощущений»;

– направление «Солнце, воздух, и вода – наши лучшие друзья»;

– направление «Движение – основа жизни»;

-направление «Человек есть то, что он ест»;

– направление «Советы доктора Айболита»;

– направление «Здоровье – всему голова».

Раздел II «Социальное развитие»:

– задачи концентра «Я сам»;

– задачи концентра «Я и другие»;

– задачи концентра «Я и окружающий мир».

Раздел III «Физическое развитие и физическое воспитание»

Раздел IV «Познавательное развитие»:

– сенсорное воспитание;

– формирование мышления;

– формирование элементарных количественных (математических) представлений;

– ознакомление с окружающим («Познаю мир»);

– развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

– обучение грамоте.

Раздел V «Формирование деятельности»

– игровая деятельность;

– изобразительная деятельность и конструирование;

– трудовая деятельность

Раздел VI «Эстетическое развитие»:

– музыкальное воспитание и театрализованная деятельность;

– ознакомление с художественной литературой;

– эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

 

Введение

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания в новых социально-экономических условиях.

Исходными теоретическими положениями представленной программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии.

Ориентиром для коррекционного воспитания детей с нарушениями интеллекта явились результаты исследований А. В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, проявляющихся к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию амплификации детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.

В каждом психологическом возрасте главной является генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок – взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.

Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.

Однако у умственно отсталых детей в раннем дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

Исходя из этого, на начальном этапе весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми организуется взрослым. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации является пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса.

Следовательно, принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:

– формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;

– учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

– деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно- педагогического воздействия;

– единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;

– развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;

– включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

– формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;

– реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

– стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;

– расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

– определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия.

 

Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»  отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике. При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство».

Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

  1. обеспечить права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
  2. защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
  3. сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
  4. обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
  5. обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;
  6. обеспечение материальной базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;
  7. разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

Основными целями социального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

Принципы рабочей программы таковы:

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой  ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

– учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

В нашей группе компенсирующего вида решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

На основе выше указанных положений и с учетом образовательных потребностей в программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», « формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Содержание разделов программы изложено с учетом следующего алгоритма:

– дана краткая аннотация каждому разделу и подразделам программы, характеризующая значимость данного вида деятельности для развития ребенка и коррекции имеющихся отклонений;

– определены задачи по данному разделу;

– сформулированы задачи обучения и воспитания детей на каждый квартал учебного года;

– предложены темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по данному разделу.

РАЗДЕЛ I. Здоровье

В данном разделе программы рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяются задачи формирования представлений о здоровом образе жизни ребенка и членов его семьи, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обеспечение детей приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.

Работа в разделе включает два основных аспекта:

– создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и формирования у них культурно-гигиенических навыков;

– формирование у них потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие их представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

В данном разделе предусмотрены основные направления коррекционно-педагогической работы, названные «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Движение – основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Советы доктора Айболита», «Здоровье – всему голова».

Работа, проводимая в направлении, названном «Путь к себе», призвана закрепить у детей образ «Я». Дети учатся понимать и принимать свои физические, умственные возможности, сильные и слабые стороны личности.

В сознании закрепляются представления о значении культурно-гигиенических навыков в жизни человека; закладываются представления о целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма и о взаимоотношениях человека с окружающим миром.

Ребенок познает себя через общение с окружающими людьми, наблюдая за их повседневной жизнью и деятельностью. Создавая технологии, укрепляющие здоровье, нужно помнить, что общение взрослого с детьми создает основу для формирования у них эталонов позитивного отношения к своему здоровью.

В содержании работы в направлении «Мир моих чувств и ощущений» детей знакомят с основными средствами познания мира – зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями.

У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к органам чувств. С детьми проводятся упражнения по самомассажу, формируются навыки ухода за ушами и кожей.

Направление «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» призвано формировать представления детей о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети знакомятся с другими биоритмами – сезонными и суточными изменениями.

В дальнейшем Солнце, воздух и вода рассматриваются  как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле (рост и развитие живых организмов). Здесь же знакомят с правилами поведения на солнце, необходимостью ухода за органами зрения, с приемами правильного дыхания; а также со значением воды для жизни живых организмов.

Содержание работы в направлении «Движение – основа жизни» посвящено формированию у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека. Дети знакомятся со своими индивидуальными параметрами физического развития и роста. Они учатся измерять свой рост, оценивать свою силу, ловкость, скорость передвижения, выносливость при физических нагрузках. В процессе занятий дошкольники знакомятся с ролью подвижных игр в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости; овладевают комплексами упражнений для физкультминуток на занятиях, для утренней гимнастики, некоторыми приемами самомассажа, точечного массажа, су-джок-терапии.

Педагогическая работа, связанная с содержанием направления «Человек есть то, что он ест», посвящена формированию у детей представлений о полноценном, сбалансированном и здоровом питании. Дети знакомятся с полезными для здоровья человека продуктами и с их качественным выбором. Они постигают в общих чертах особенности процесса пищеварения, культуры питания и поведения за столом.

В направлении «Советы доктора Айболита» работа посвящена формированию у детей представлений о возможностях традиционного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма. Детей знакомят со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывают о случаях возникновения угрозы здоровью. У детей формируются представления о своих правильных действиях в проблемных жизненных ситуациях: вызов «Скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку, необходимость сделать укол или прививку, лечение зубов, прием лекарства и др. в рамках этого направления проводится работа по профилактике простудных заболеваний у детей.

Содержание работы в направлении «Здоровье – всему голова» предполагает закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека.

У детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, формируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого скопления людей.

Квартал Основное содержание работы
I Формировать у детей представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства.

Уточнять знания детей о строении тела человека, о функциональном назначении основных частей тела.

Воспитывать у детей потребности в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.

Формировать у детей представления о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека (воспитание навыков мытья рук, пользования носовым платком, опрятности в одежде, при приеме пищи, при выполнении практических работ с пластилином, глиной и красками).

Формировать у детей представления о значении свежих овощей и фруктов для здоровья зубов, хорошего пищеварения и самочувствия.

Воспитывать у детей правильные привычки для охраны зрения, соблюдения дыхательного режима.

Приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения.

II Знакомить детей с приемами правильного дыхания и со способами регуляции своего поведения через дыхательные упражнения.

Формировать у детей представления о том, что быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

Знакомить детей с приемами самомассажа для профилактики простудных заболеваний.

Учить детей выполнять самомассаж пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом и шариками су-джок.

Продолжать знакомить детей с основами рационального питания.

Формировать у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.

Формировать у детей представления о полезных и вредных привычках.

Закреплять представления детей о значении солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.

III Закреплять у детей позитивное отношение к выполнению полезных привычек.

Формировать у детей представление о роли солнечного света в жизни человека.

Знакомить детей со взаимосвязью между Солнцем и повышением температуры воздуха в весенний период года.

Обобщать представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности, расположения основных внутренних органов и их назначении.

Знакомить детей с расположением и основным назначением позвоночника человека.

Обучать детей правилам соблюдения правильной осанки и приемам расслабления позвоночника в позиции лежа и сидя.

Знакомить детей с элементарными дыхательными упражнениями.

Знакомить детей с приемами самомассажа для снятия напряжения, расслабления мышц и повышения умственной работоспособности

Продолжать знакомить детей с правильным выбором продуктов и со способами их обработки, полезными для здоровья.

Формировать у детей представления о безопасном поведении дома и на улице (осторожность в обращении с электроприборами, плитой, острыми и мелкими предметами; правила перехода через дорогу; осторожность к незнакомым животным и людям).

Формировать у детей представления о правилах первой помощи при занозах, царапинах, ранах.

Воспитывать у детей бережное отношение к органам слуха.

Воспитывать у детей потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.

 

 

РАЗДЕЛ II. Социальное развитие

Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

– формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

– развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

– формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»)

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи концентра «Я сам»:

– откликаться и называть свое имя;

– откликаться на свою фамилию;

– узнавать себя в зеркале, фотографии;

– показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове – уши, волосы;

– самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т.п.).

Задачи концентра «Я и другие»:

– узнавать свою маму среди других людей (если нет мамы – взрослого ее заменяющего);

– формировать тактильно-эмоциональные способы привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться );

– наблюдать за действиями другого ребенка;

– эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;

– фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;

– указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «Я и окружающий мир»:

– проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;

– демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);

– выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;

– испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);

– эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.

Квартал Основное содержание работы
I Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, обогащать опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в повседневных жизненных ситуациях.

Учить детей фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме.

Закреплять у детей умение доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться.

Учить детей осознавать и определять свои потребности и желания к совместной деятельности со сверстниками в речи («Я хочу/не хочу», «Хочешь поиграть в прятки?», «Давай играть вместе», «Давай построим гараж», «Давай играть: ты будешь возить кубики, а я – строить» и т.д.).

Формировать у детей умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия, привлекать педагога или родителя для разрешения возникающих разногласий.

Закреплять использование детьми специфических предметных действий в быту и на занятиях.

Формировать у детей положительное отношение к труду взрослых.

II Закреплять у детей умение называть себя и членов своей семьи по именам и фамилии в ситуации знакомства или представления.

Учить детей обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения.

Учить детей высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени отчеству.

Учить детей называть свой адрес.

Закреплять у детей умение определять свою половую принадлежность в речи («Я – мальчик»; «Я – девочка»).

Закреплять у детей умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль.

Учить детей взаимодействовать между собой в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).

III Закреплять у детей умения называть себя по имени, называть свою фамилию, определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Закреплять у детей умения называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Учить детей называть время своего рождения (летом, зимой).

Создавать условия для формирования у детей элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности.

Формировать потребность иметь в группе друга (подругу).

Закреплять адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной деятельности.

Продолжать формировать уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам.

 

РАЗДЕЛ III. Физическое развитие и физическое воспитание

Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

При организации жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организации предметной  и социальной среды, всех видов детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников следует учитывать необходимость физического развития. В режиме дня должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Метание – один их первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Развитие руки стимулирует формирование основных двигательных функций организма, активизируя всю психическую деятельность ребенка.
  2. Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого.
  3. Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации.
  4. Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.
  5. Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, тренировку внутренних органов и систем детского организма.
  6. Ползание, лазание, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем.
  7. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. В ОРУ выделяют следующие группы движений:

– упражнения без предметов;

– упражнения с предметами;

– упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

0 упражнения для развития равновесия.

  1. Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе (усиливается работа сердца, легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья).

 

№ п/п Основное содержание работы
1. Метание Выполняется по показу и речевой инструкции. Дети учатся удерживать и бросать мячи, разные по весу, размеру, материалу (надувные, кожаные, пластмассовые, резиновые, матерчатые, с гладкой и шероховатой поверхностью и т. д.); бросать мяч о стенку и ловить его обеими руками; бросать мяч в горизонтальную цель;  ударять мячом о пол и ловить его; ловить мячи , разные по размеру: маленькие и большие – двумя руками; бросать в цель мешочки с песком; бросать кольца на стержень и сбивать шарами кегли.
2. Построения Выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький.
3. Ходьба Выполняется самостоятельно и за воспитателем в сопровождении звуковых сигналов: друг за другом в обход зала, парами друг за другом, с флажками друг за другом и парами, с изменением положения рук , на носках, на пятках, с изменением направления, змейкой, с остановками по окончании звуковых сигналов.
4. Бег Выполняется самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления, огибанием пяти-шести стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, при чередовании с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
5. Прыжки Выполняются по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание на месте с поворотами при положении рук на поясе; подпрыгивание с продвижением вперед на одной ноге, на каждой ноге (расстояние 1,5 – 2 м); спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10 – 15 см), с наклонной доски (высота 20 – 25 см), со скамейки, держась за руку воспитателя (высота 20 – 25 см); перепрыгивание с места через канат, гимнастическую палку, веревку, натянутую над полом (высота 5- 10 см); прыжки в длину с места через  «ручеек», начерченный на полу (ширина 25 – 30 см).
6. Ползание, лазание, перелазание Выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках с проползанием под натянутой веревкой (высота 30 – 35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке; «обезьяний бег» (быстрое передвижение с опорой стопами и кистями о пол); лазание по наклонной лестнице (высота 1,5 – 2 м); лазанье по шведской стенке вверх вниз, переход приставными шагами на другой пролет; перелезание через скамейки, бревно, лестничную пирамиду, вышку; пролезание через рейки.
7.Общеразвивающие упражнения Выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции.
8. Подвижные игры Базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил: «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «День и ночь», «Гуси-гуси», «Лисы в курятнике», «Найди себе пару», «У медведя во бору» и др.

Дети знакомятся с элементами футбола, баскетбола, тенниса; начинают учиться кататься на велосипеде.

 

РАЗДЕЛ IV. Познавательное развитие

Данный раздел включает следующие подразделы: «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных (математических) представлений», «Ознакомление с окружающим («Познаю мир»)», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте».

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Квартал Основное содержание работы
I Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием.

Учить детей производить выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных.

Учить детей в процессе выбора заданной формы по образцу отвлекаться от других признаков (цвет, величина и т.п.).

Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым за экраном; учить анализировать образец.

Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность выбора приемом практического примеривания; учить соотносить предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики».

Учить детей называть основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.

Учить находить знакомые цвета в окружающем.

Учить в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор»).

Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины.

II Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях.

Учить запоминанию изображений.

Учить самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Учить запоминать местонахождение спрятанных предметов.

Учить проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить предмет.

Учить складывать пирамиду из 6 – 7 колец по инструкции, используя для определения величины прикладывание колец друг к другу.

Учить складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей матрешки.

Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке.

Знакомить детей с понятиями «длинный – короткий».

Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый.

Учить находить знакомые цвета в окружающей обстановке.

Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа – слева.

Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа – слева.

Знакомить с понятиями «далеко – близко».

III Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Учить дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура.

Продолжать учить складывать фигуры из частей; изображать собранные фигуры в рисунке.

Учить детей использовать различение форм в их деятельности: использовать форму в качестве сигнала при проведении дидактической игры «Гараж».

Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности.

Продолжить знакомство с определением величины на примере роста детей и взрослых, определяя высоту деревьев и других узких протяженных объектов.

Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше – меньше», «длиннее – короче».

Учить использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей.

Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов.

Закрепить использование знакомых цветов в изобразительной деятельности.

Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию.

Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (вверху, внизу).

Учить детей ориентироваться в помещении. Дети находят предметы, кратчайший путь до указанного места комнаты; преодолевают препятствия.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Квартал Основное содержание работы
I Познакомить детей с бытовыми шумами.

Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю»).

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (дверной звонок – телефонный звонок).

Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе.

II Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами.

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого и ребенка).

Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики: «Нарисуй, на чем я играю» и т.п.

Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни, когда я  скажу «Шарик» и т.д.

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом – кот, удочка – дудочка.

III Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам (пение птиц и шум ветра).

Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор.

Учить детей воспроизводить заданные ритмы и дифференцировать их между собой на слух.

 

Формирование мышления на начальном этапе формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений.

Специальные занятия проводит педагог-психолог один раз в неделю. Планирование занятий тесно связано с темами других подразделов.

В основе формирования элементарных (математических) количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение – один из важнейших мыслительных процессов – лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками. Количество – особый признак, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предмета. На протяжении дошкольного возраста дети должны понять, что количество – особый признак, независимый ни от каких других – ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения. Количество должно приобрести для детей свое, особое значение.

Этот подраздел программы имеет огромное значение как для формирования системы знаний ребенка, так и для развития познавательных процессов 0 восприятия и мышления.

Ознакомление с окружающим («Познаю мир») направлено на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Кроме того, в подраздел включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем чтобы дети начали осознавать значимость структурирования и темп собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения своей деятельности с природными явлениями.

Занятия проводятся один раз в неделю по следующим направлениям:

-ознакомление с явлениями социальной жизни;

– ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

– ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. При этом происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий.

На начальных этапах большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания, объятиям, поцелуям как формам эмоционального общения.

На занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь.

Обучение грамоте включает в себя развитие мелкой моторики рук и подготовку руки к письму, а также обучение элементарной грамоте. Последнее проводится в подготовительной группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики также входит в данный подраздел и проводится на специальных занятиях. Уже на начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук, формированию хватания, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности действий обеих рук. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи.

Занятия по подготовке детей к обучению детей грамоте ориентированы на формирование не только учебных навыков, но и умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности, в ходе которого у детей повышается самооценка и совершенствуется умение давать реальную оценку своей деятельности и результатам деятельности сверстников.

РАЗДЕЛ V. Формирование деятельности

В данном разделе рассматриваются следующие подразделы:

– формирование игровой деятельности;

– формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

– формирование элементов трудовой деятельности (культурно-гигиенические навыки, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действия и воспитания умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению сюжетно-ролевой игре, которая занимает в обучении умственно отсталых детей длительный период. Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослыми следует перейти к воспитанию у них умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно- ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Развитие продуктивных видов деятельности – это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.

Становление изобразительной деятельности и конструирования  начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направленны на формирование предпосылок: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствовании ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной и продуктивных видов деятельности и делает общественно значимыми для ребенка предметные действия, что требует нового уровня овладения самими предметными и орудийными действиями.

Трудовое воспитание ведется в двух направлениях:

– знакомство с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитание уважение к нему;

– формирование навыков самообслуживания, на занятиях по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Задачи обучения и воспитания

– формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

– обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

– формировать в игре представления детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом;

– учить детей в игре решать новые задачи:  использовать предмет- заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры;

– учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

– активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет новыми игровыми ситуациями;

– учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая  основы планирования собственной деятельности;

– закреплять умения детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

 

Квартал Основное содержание работы
I Закреплять умение детей играть в «Дочки-матери», расширяя сюжет, соединяя его с уже изученными сюжетами.

Знакомить детей с новыми сюжетными играми («Больница», «Моряки»).

Учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить из нее по окончании игры.

Учить детей играть в строительные игры, наполняя их новым содержанием.

Учить детей участвовать в драматизации знакомых сказок (Л. Толстой «Три медведя»).

II Учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей («Комната для кукол с мебелью», «Новоселье»).

Учить детей играть в коллективе с использованием крупного напольного конструктора, создавая игровое пространство («Дача», «Пароход», «Магазин»).

Закреплять умение входить в разные роли в одной и той же игре.

Учить детей бережно относиться к выполненным постройкам, созданным для игры, сохранять эти постройки в течении нескольких дней для продолжения игры.

Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми, знакомить их с новыми сюжетными играми («Летчики», «Новый год»).

Формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом («Парикмахерская»).

Учить решать новые задачи в игре: использовать предмет-заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер в процессе игры.

Учить детей играть в сюжетную игру «Зоопарк», передавая наиболее характерные повадки изображаемого животного (хитрая, красивая лиса; грузный, косолапый мишка; шустрый, трусливый заяц; гордый, голосистый петух и т.п.).

Учить детей драматизировать знакомые сказки («Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят»; В. Сутеев «Под грибом»).

III Учить детей входить в роль и выходить из нее, не выходить из роли до окончания игры («Больница», «Магазин игрушек», «Парикмахерская» и др.).

Знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в строительных играх («Строительство гаража на несколько машин», «постройка детского сада», «Наша спортивная площадка»).

Учить детей играть с использованием построек, созданных из стульев («Машина», «Автобус»).

Учить детей драматизировать знакомые сказки, используя различные театральные средства (С. Михалков «Три поросенка»).

Учить детей использовать в самостоятельных сюжетных играх элементы разученных драматизаций и знакомые сюжеты (Ш. Перро «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят» и др.).

 

РАЗДЕЛ VI.Эстетическое развитие

В данном разделе рассматриваются следующие виды детской деятельности:

– музыкальное воспитание и театрализованная деятельность;

– ознакомление с художественной литературой;

– эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Музыкальное воспитание имеет важное значение для разностороннего развития проблемного ребенка. В процессе музыкальных занятий у детей развиваются ориентировочные реакции на восприятие слуховых впечатлений, слуховое внимание и слуховое восприятие, голос, динамически ритмичные движения и ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.

На музыкальных занятиях у детей воспитывают положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяют музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывают эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

  1. Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.
  2. Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым, воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников, учит пользоваться естественным голосом без форсировки.
  3. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе танцев совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
  4. Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.
  5. Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.
Квартал Основное содержание работы
I Способствовать накоплению, расширению и активизации опыта детей в области музыкального восприятия.

Вызывать адекватную эмоциональную реакцию у детей на настроение и характер музыкальных произведений.

Учить детей определять, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец).

Продолжать учить понимать средства музыкальной выразительности.

Формировать у детей чувство музыкального ритма, добиваясь, главным образом, равномерности движений и воспроизведения несложных ритмических рисунков.

Учить детей петь хором несложные песенки в примарном диапазоне, соблюдая одновременность звучания.

Формировать у каждого ребенка желание активно участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах.

Знакомить детей с театром теней, учить передавать образ и действия персонажа посредством движения руки, согласовывая их с музыкальным сопровождением.

Закреплять умение понимать, участвовать и эмоционально реагировать на развитие сюжета в кукольном спектакле.

II Продолжать развивать музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух.

Совершенствовать у детей чувство музыкального ритма.

Развивать у детей чувство темпа.

Учить детей различать голоса сверстников и узнавать их.

Учить детей петь хором несложные песенки в примарном диапазоне, не опережая и не отставая друг от друга.

Учить детей выполнять плясовые движения под музыку.

Закреплять в музыкальных играх умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Закреплять представления о свойствах звуков.

Стимулировать участие детей в играх и хороводах под пение взрослого.

Учить детей сочетать движения с литературным текстом песни, передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы.

Продолжать формировать у детей потребность и умение участвовать в коллективных представлениях.

III Продолжать стимулировать у детей желание слушать музыку, эмоционально реагировать на нее, рассказывать о ней, расширять запас музыкальных впечатлений.

Учить детей определять жанровую и жанрово-национальную принадлежность произведения.

Учить детей петь песни «a cappella» и с музыкальным сопровождением под аккомпанемент деревозвучных и металлозвучных инструментов.

Закреплять у детей умение двигаться в такт музыке; учитывая ее громкость и ритм.

Продолжать учить детей сочетать движения с текстом песни, передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы.

Формировать у детей дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, громкости, длительности, тембра – в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми.

Учить детей выполнять танцевальные движения в парах: «Пружинка», «Пляска парами», «Пляска с султанчиками».

Поощрять детей при примеривании нарядов в процессе игры в костюмерную, стимулировать умение детей войти в образ персонажа, переодеваясь в его костюм, надевая парик, передавая его манеру говорить и двигаться.

Совершенствовать умение детей участвовать в коллективных видах музыкальной деятельности.

 

2.В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий, как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать), так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание на фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).

Работа над смысловой стороной произведения активизирует развитие мыслительной деятельности и воображения ребенка, позволяет ему осознать взаимозависимость в действиях персонажей, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего обучения в школе.

Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности:

– рассказывание текста детям;

– обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

– повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

– пересказ текста детьми по вопросам педагога;

– пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;

– пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;

– беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются.

В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обязательное разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок, поскольку с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развивающихся детей над этим надо специально работать.

Занятие на разучивание стихов и потешек наизусть строится по следующему плану:

– чтение художественного произведения педагогом;

– работа над пониманием текста;

– повторение текста детьми одновременно с педагогом;

– повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними);

– повторение текста ребенком самостоятельно.

Произведение необходимо разучивать целиком, дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла. Чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы – рассказывание стихотворения для куклы, мишки, другого воспитателя.

В процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках.

Квартал Основное содержание работы
I Создавать условия для обучения детей воспринимать произведения разных жанров и тематики – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, считалки, загадки.

Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений, используя различные приемы: чтение, рассказывание, просмотр видеоматериалов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписи.

Учить детей пересказывать содержание небольших знакомых текстов.

Продолжать разучивать с детьми наизусть небольшие стихотворения.

Формировать интерес и потребность к участию в коллективной драматизации известных литературных произведений (сказок, рассказов).

II Продолжать учить пересказывать знакомые литературные произведения по вопросам взрослого (педагога и родителей).

Вырабатывать умения слушать рассказы и тексты вместе со всей группой сверстников, отвечать на вопросы по содержанию текста с опорой на иллюстрации и игрушки.

Учить детей подбирать иллюстрацию к сюжету услышанной истории или сказки.

Учить детей иллюстрировать фрагменты знакомых сказок индивидуально каждым ребенком и всей группой детей.

Учить детей прослушивать фрагменты знакомых сказок в аудиозаписи, рассказывать продолжение сказки или рассказа.

Учить подпевать знакомые песенки в исполнении любимых героев известных детям произведений.

III Выявлять проявление индивидуальных предпочтений к выбору литературных произведений.

Продолжать обогащать литературными образами игровую, театрализованную, изобразительную деятельность детей и конструирование.

Учить детей коллективно участвовать в рассказывании наизусть отдельных стихотворных произведений, участвовать в монтажах, постановках.

Воспитывать у детей стремление самостоятельно выбирать и просить повторно послушать любимую книгу, рассматривать иллюстрации.

Формировать бережное отношение к книге.

Рекомендуемые произведения

Считалки: «Гори-гори ясно…», «Аты-баты…», «Раз, два, три, четыре, пять…», «Мы делили апельсин…», «Колечко, колечко, выйди на крылечко…».

Сказки, стихи, рассказы: «Волк и семеро козлят», «Пых»; В. Сутеев «Под грибом», «Елка», «Цыпленок и утенок»; М. Клоков «Мой конь», «Белые гуси»; Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…»; С. Маршак «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Кто колечко найдет», «Сказка о глупом мышонке»; Н. Саксонская «Где мой пальчик?»; И. Токмакова «На машине ехали», «Как на горке снег…»; Л. Толстой «У Миши были сани», «Рассказы для детей»; Е. Чарушин «Курочка» и др.; Н. Калинина «Помощники», «Снежный колобок»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Айболит»; Е. Благинина «Посидим в тишине», «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»; Б. Житков «Храбрый утенок»; А. Барто «Игрушки»; П. Воронько «Спать пора», «Пирог»; О. Высотская «На санках», «Холодно», «Весело, весело».

  1. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Важным средством для воспитания эстетического отношения детей к окружающему миру является изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Педагог создает условия для проявления у детей эмоционального отклика на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки, интересные картины, иллюстрации к произведениям детской художественной литературы. Эмоциональное восприятие народной игрушки хорошо сочетается с чтением потешек, пением народных песен, рассказыванием сказок и с исполнением народных танцев. Обыгрывание того или иного персонажа создает условия для эмоционального восприятия ребенком содержания художественного произведения.

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами. Дети сначала под руководством взрослого, а затем сами выбирают фон и размер листа бумаги, ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны сотворчество, использование игровых приемов. Так же дети проявляют большой интерес к созданию коллективных композиций, при этом главное – научить детей согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей работе.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; использовать цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам.

Для умственного отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности – лепки, аппликации, рисования.

Практическое воплощение идей эстетического воспитания дошкольников данной категории связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды. Дошкольники должны принимать посильное участие в благоустройстве территории детского сада, украшении группы, сборе минералов и сухостоев, создании композиций из цветов и природного материала.

Вся целостная система эстетического воспитания способствует личностному развитию ребенка-дошкольника, усвоению норм правильного, адекватного поведения в общественным местах и последующей социализации ребенка в обществе.

Эстетическое воспитание пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *