Программа по финансовой грамотности дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….. 3

1.2 Общие подходы к формированию финансовой грамотности

дошкольников………………………………………………………………………………………………………….. 8

1.3. Результаты освоения программы………………………………………………………………………. 11

  1. Содержательный раздел……………………………………………………………………………………. 13

в образовательной деятельности……………………………………………………………………………… 16

2.4 Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников         18

  1. Перспективный план…………………………………………………………………………………………. 19

 

  1. Список использованной литературы………………………………………………………………….. 27

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (5-7лет)» относится к социально-педагогической направленности. Программа направлена на формирование компетентности “Финансовая грамотность”, на материале создания и проведения сюжетно-ролевых игр. Уровень реализации содержания программы, является стартовый. Основная форма организации деятельности обучающихся – игра. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста

  • сравнительно новое направление. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с ранних лет его жизни.

Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-­экономических границ. Это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умения зарабатывать, сохранять и распределять деньгами. Проведенные статистические исследования говорят о том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально тратить их, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг.

Актуальность

Написание данной программы актуально, так как соответствует запросам современности и потребностям родителей нашего города.

В общеобразовательных учреждениях детям преподается множество важных предметов, но, к сожалению, абсолютно не уделяется внимание развитию некоторых важных жизненных навыков, таких как, например, финансовая грамотность. Между тем, с точки зрения реальной практической пользы это знание имеет не меньшее значение, чем многие изучаемые в рамках общеобразовательной программы ДОУ.

Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. Наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами. Мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить о том, что выполняя любой каприз ребёнка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Дети должны знать и чем раньше, тем лучше, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатываешь. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Программа предусматривает усвоение финансовых понятий на конкретном жизненном материале, а это дает возможность показать ребёнку, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на занятиях, служат практике и родились из потребности жизни.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности дошкольников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде.

Педагогическая целесообразность

Формирование полезных привычек в сфере финансовой грамотности, начиная с раннего возраста поможет детям избежать многих ошибок по мере их взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Дополнительная общеразвивающая программа «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (5-7 лет)», рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Содержание программы раскрывает процесс достижения результатов обучения, по всем видам деятельности обучающихся: учебно-познавательная, учебно-поисковая, трудовая, творческая, коммуникативная.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способны дарить радость.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Программа построена в соответствии с принципами и подходами определенными ФГОС ДО:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах действий;
  • возрастная адекватность дошкольного образования;

Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ, заключается в том, что процесс обучения выстроен с учетом используемых современных образовательных технологий: технологии игрового обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии “от простого к сложному, в процессе повторения, проигрывания и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В соответствии с учебно-тематическим планом программы занятия разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Виды деятельности обучающихся отражены в предлагаемых формах организации обучения, что и определяет продолжительность по времени, динамическую структуру занятия, способы организации процесса обучения и его методическое оснащение

Данная программа базируется на системно-деятельностном подходе к воспитанию, который обеспечивает активную познавательную позицию дошкольников. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Также её содержание не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний обучающегося, а на зону его ближайшего развития.

В образовательных технологиях ведущее место занимают: игровой, теоретический, наглядный, практический и частично-поисковый метод обучения, обеспечивающие эффективное достижение поставленной цели обучения и отслеживание результативности обучения на всех этапах.

Данные методы позволяют на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведут к более глубокому ее усвоению. Занятия предполагают организацию как теоретической, так и практической работы с обучающимися.

Овладение различными мыслительными умениями, важными как в плане предметной подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Занимательный материал увлекает, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке.

В играх у обучающихся развивается способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю. Обучение стараюсь строить рационально, с учетом возрастных возможностей обучающихся, чтобы сформировать у них полноценное представление об отдельных финансовых понятиях. Значительное внимание уделяю выработке у дошколят умения применять полученные знания на практике.

Реализация общеразвивающей программы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (5-7 лет)», позволяет формировать правильное отношение к труду, финансам в жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей обучающихся, посредством овладения ими универсальными учебными действиями, предложенными Федеральными государственными стандартами дополнительного образования.

Работа по развитию финансовых способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению общего уровня развития дошколят:

  • у обучающихся выработан интерес к самому процессу познания ;
  • преодолевают трудности;
  • не бояться ошибок;
  • самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  • Цели и задачи экономического воспитания дошкольников

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

На уровне дошкольных образовательных учреждений экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО.

  1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.
  2. «Объединение обучения, развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

  1. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

  1. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».

Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, дошкольным образовательным учреждениям следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

  1. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-­экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей,
  • умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению
  • к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия,

деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;

  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать элементарным финансовым знаниям;
  • углублять способности детей, посредством сюжетно-ролевых игр, заданий;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, речь, наблюдательность, пространственную ориентацию;
  • развивать мотивацию к учению;
  • развивать познавательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, сознательную дисциплину;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;
  • воспитывать культуру поведения, уважение к людям;
  • воспитать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Объем и сроки освоения программы:
  • -программа рассчитана на 2 года изучения:
  • 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);
  • 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);
  • четыре занятия в месяц с октября по май, 32 занятия в год, 64 занятия за весь период обучения;
  • продолжительность занятий для воспитанников старшей группы – 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;
  • форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Формы и методы, используемые при реализации и подведении итогов дополнительной общеразвивающей программы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (5-7лет)»

  • Беседы;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сочинение сказок, рассказов;
  • Деловые, квест-игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Игры- путешествия;
  • Экскурсии;
  • Настольные игры;
  • Игры-коллекции.

Средства и материалы:

Данный раздел состоит из следующих составляющих:

Наглядно – дидактическое пособие:

Расскажите детям: о профессиях, какие бывают деньги, о рабочих инструментах. Дидактические карточки для работы по счёту.

Методическое пособие.

Карточки по развитию элементарных финансовых понятий Таблицы и схемы, числа и цифры Материально-техническое обеспечение:

  • магнитно-маркерная доска, телевизор, ноутбук, стол педагога, столы и стулья воспитанников, игровая зона;

Информационное обеспечение:

  • интернет – ресурсы: видео «Умная Совунья»
  • Общие подходы к формированию финансовой Грамотности дошкольников

Принципы экономического воспитания дошкольников

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО:

  1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая

дошкольный возраст, обогащение детского развития».

В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение.

Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5 -7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

  1. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество-ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

  1. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

  1. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает,

что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

  • создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности;
  • создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений;
  • поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

  • Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей»

Означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.

Программа может включать ряд дополнительных занятий, направленных на вовлечение детей в образовательную деятельность, и рассказать о тех понятиях, которые изучают воспитанники.

  1. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр.

Например, дети создают макет окрестностей.

Во время занятия они знакомятся с разными местами, которые являются частью их окрестностей, узнают, какое значение имеют разные места в окрестности, определяют свое любимое место в окрестности.

Примером также может служить знакомство дошкольников с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои.

Необходимо способствовать тому, чтобы ребенок умел делать выводы и отвечал на такие вопросы, как «подумай», «отгадай», «ответь на вопрос» и пр.

  • .При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.

  1. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации и детской группы.

Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательную деятельность зависит от вида дошкольной образовательной организации (детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др.).

  1. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает возможность организовать в дошкольной образовательной организации работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

  • Результаты освоения программы

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель – воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Ожидаемые результаты. В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы воспитанник будет знать, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше

зарабатываешь и разумнее тратишь, тем, больше можешь купить.

  1. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  2. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  3. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  4. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  5. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  6. Финансы – это интересно и увлекательно.

Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики:

  • оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;
  • знает об экономном использовании света, воды, газа;
  • определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
  • знает, что такое товар, как его можно приобрести;
  • знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;
  • знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
  • знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры. Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой)

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

  • Интеграция образовательных областей

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области:                                                                  социально­

коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно­эстетическое развитие; физическое развитие.

Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства. Практические занятия по программе экономического воспитания должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ 18 финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
  2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).
  3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
  4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
  5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника.

Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми. ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение 20 основными движениями) формы активности ребенка.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов

  • Технологии экономического воспитания дошкольников

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Краткая характеристика традиционных технологий

  1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.

Использование игры эффективно при организации коммуникативной,

познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

  1. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: 24 труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
  2. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Финансовая грамотность детям», «наши желания и наши возможности», «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др
  3. Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек.

Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Семейный бюджет», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

  1. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю

получить необходимую информацию для размышления.

Краткая характеристика современных технологий

  1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека (которое не купить за деньги- здоровье, любовь близких, забота и т.д.)».
  2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка- дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

  1. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Воркуте», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
  2. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
  3. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы

познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей:                                         художественно­

эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое

развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

  1. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно­эстетическое и физическое.
  2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников
  • это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
  1. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

  1. Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
    • Перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых

в образовательной деятельности

На основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово­экономических понятий, которые могут быть изучены в ДОО

Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий

 

Понятие Описание
5-6 лет
1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении

всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках,

 

    лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и

товар или услуга.

2. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).
3. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
4. Сбережения, копилка, кошелек Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
5. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево, «цена-покупка». Необходимо разобрать цепочку «продажа- товар-
6. Долг, должник, займ Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в

долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6-7 лет
7. План, экономия Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо
8. Потребность, капризы, желание, возможность Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
9. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
10. Подарок, реклама Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое

влияние она может оказать на него.

11. Богатство, бедность, жадность, щедрость Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

 

  • Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

  • Кто и как зарабатывает деньги в семье.
  • Как формируется семейный бюджет.
  • Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
  • Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
  • Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой

грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя,

почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями) представлены в Таблице 3

Направления Формы работы
Информационное Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.
Познавательное Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.
Досуговое Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.
Аналитическое Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
  • Календарно – тематическое планирование

Тематический план обучения представлен в следующей последовательности: Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей».

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем».

Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги».

Тема 6. «Учимся планировать».

Тема 7. «Богатство и бедность».

  • Первый год обучения. Старшая группа.

п/п

Тема Содержание образовательного мероприятия Педагогические

технологии

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»
1 Труд – основа жизни Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде
2 Домашний труд. Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности
3 Работать и зарабатывать Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»
4 Все работы хороши, выбирай на вкус (1) Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии

 

      нужны»
5 Все работы хороши, выбирай на вкус(2) Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»
6 Трудиться – всегда пригодиться Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем
7 Мини-спектакль «В волшебном лесу» Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. Интерактивный мини­спектакль
8 Труд во благо Закрепление материала. Итоговое мероприятие по теме
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
9 Как придумали деньги Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ
10 Какие бывают деньги Виды денег (монеты, банкноты). Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»
11 Как выглядят деньги и откуда берутся Изготовление денег: печать, чеканка. Беседа, исследование, чтение,- придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»
12 Как деньги попадают к нам в дом. Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»
13 Трудовая денежка всегда крепка Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»
14 Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу»
15 Откуда берутся деньги и зачем они нужны? Закрепление материала. Итоговое мероприятие по теме
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

 

16 Потребности и желания (1) Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»
17 Потребности и желания (2) Соотносим потребности, желания и возможности. Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение
18 Мини-спектакль «История про заек Мазаек» Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. Интерактивный мини­спектакль
19 Где покупают и продают разные товары? (1) Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка- передвижка «Мы идем за покупками»
20 Где покупают и продают разные товары? (2) Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.
21 Наша мастерская (1) Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Технология

моделирования.

Творческо-трудовая

деятельность

22 Наша мастер – класс (2) Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Технология

моделирования.

Творческо-трудовая

деятельность

23 Стоимость и цена товара Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение
24 Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Чтение сказки «Кот в сапогах»
25 Реклама, как форма информации Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…»,

 

    объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). «Народные промыслы» и т. п.
26 Создаем рекламу Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей
27 Выгодно – невыгодно Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-­дешево, выгодно-­невыгодно».
28 Обмен – подарок Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение
29 Русская ярмарка Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.
30 Что же важнее денег? Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству.

Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).

Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п)
31 Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах).
32 Сюжетно-ролевая

игра

«Развлекательный

Центр»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах).

 

Второй год обучения, подготовительная группа

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

п/п

Тема Содержание образовательного мероприятия Педагогические

технологии

1 Тратим разумно, экономим Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную»
2 Мини-спектакль

«Муха-цокотуха»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. Интерактивный мини­спектакль
3 Бюджет. Что это такое? Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики.

Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
4 Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»
5 Мини-спектакль

«Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст Интерактивный мини­спектакль

 

    возможность распоряжаться личными деньгами  
6 Творческое занятие «Наша мастерская» (1) Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Социо-игровая технология (работа в малых группах).

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

7 Творческое занятие «Наша мастерская» (2) Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.
8 Мини-спектакль «День рождения» Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. Интерактивный мини­спектакль
9 Экскурсия в магазин «Продукты» Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем продукты к празднику»
10 Экскурсия в магазин «Игрушки» Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Игра «Покупаем подарки на день рождения»
11 Досуг «Сберегаем и экономим» Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). Итоговое мероприятие по теме
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
12 Занимаем и одалживаем Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем».
13 Долги Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

 

14 Заплатить долг скорее, так будет веселее Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Обсуждаем русские пословицы:

– Умей взять, умей и отдать!

– В долг брать легко, а отдавать тяжело.

15 Мини-спектакль

«Долг»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». Интерактивный мини­спектакль
16 Досуг «Долг и ответственность» Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. Итоговое мероприятие по теме
Тема 6. «Учимся планировать»
17 Учимся

планировать

Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

18 Планируем свои расходы Учимся решать несложные экономические задачи. Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.
19 Творим добро Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах)
20 Сделал дело – гуляй смело Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки
21 Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» Закрепляем понятия: цель, план, планировать. Интерактивный мини­спектакль
22 Ставлю цель и планирую Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, Технология «Ситуация месяца».

 

    строить планы, действовать по плану и достигать цели.  
23 Планируем свои дела Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Итоговое мероприятие
Тема 7. «Что такое богатство?»
24 Все работы хороши, выбирай на вкус Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»
25 Наше богатство (1) Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».
26 Наше богатство (2) Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство»
27 Щедрость и жадность (1) Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы
28 Щедрость и жадность (2) Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы
29 Бережливость Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Интерактивный мини­спектакль «Секрет белочки»
30 Благотворительно

сть

Знакомить с понятиями «благотворители», «меценаты»;

формировать интерес к благотворительной деятельности

Игровая ситуация «Добрые дела»

 

    и воспитание чувства сострадания к чужой беде.  
31 Сюжетно-ролевая

игра

«Супермаркет»

Закрепление материала по теме Сюжетно – ролевая игра
32 Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» Праздник в рамках «Финансовой недели». Сюжетно – ролевая игра

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010—С. 42.
  3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, – Калининград, 2013.-26 с
  5. Камаровская Е.В., Как помочь школьнику? серия «Вы и ваш ребёнок» / Е.В. Камаровская.- СПБ.: Питер, 2011.- 208с.
  6. Парамонова Л.А., Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Программа развития и обучения дошкольника / Л.А.Парамоновой.- Москва ОЛМА Медиа Групп,2011.- 752с.
  7. Парамонова Л.А., Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Программа развития и обучения дошкольника / Л.А.Парамоновой.- Москва ОЛМА Медиа Групп,2014.- 944с.
  8. Чистякова О.В., Изучаем математику: учебное пособие / О.В.Чистякова.- СПБ.: Издательский дом «Литера», 2012.-160с.
  9. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: кодексы, законы, нормы. – Новосибирск. Норматика, 2013.- 128с.
  10. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое образование дошкольников» Банк России

Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» .

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *