Программа средней группы

        

     

Содержание

 1 часть 1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

1.2. Нормативные документы.

1.3 Цель и задачи рабочей программы.

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

1.5 Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

 1.6 Планируемые результаты освоения Программы.

1.7 Планируемые результаты освоения образовательной Программы средней группы.

 

14

13

16

19

20

18

 

 2 Содержательный раздел

2.1 Содержание образовательной деятельности.

 

2.2 Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями.

2.3 Поддержка детской инициативы.

2.4   Взаимодействие с семьёй.

2.5 Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.

3. Организационный раздел

3.1 Оформление предметно-пространственной среды.

3.2 Режим дня, структура НОД (Расписание НОД, двигательный режим, схема закаливания детей)

 

20

22

25

26

 

39

45

56

 

 

                     

 

 

          

 

   .                                       Циклограмма совместной деятельности

 

  понедельник вторник среда четверг пятница
      I половина    дня Утро радостных встреч Социализация

(сюжетно-ролевые игры)

Социализация

(подвижные игры)

Познание

(ФЭМП)

Художественно

эстетическое

(изодеятель -ность)

                                                                              

                                          II  половина   дня

I неделя Познавательно- речевое развитие Ручной труд  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура

поведения

           Вечер   развлечений

 

 

 

 

Спорт

 

 

    Театральная  деятельность
II неделя Социально- личностное развитие

(ОБЖ, правовое воспитание)

 

Сюжетно-ролевые игры

строительные

игры

История

предметов

Музыкальное
III

неделя

Социально-

личностное развитие

(нравственно-патриотическое воспитание)

Дидактические

игры.

Подвижные

игры

          Сладкий   час

 

Встреча с интересными людьми Логоритмика
IV

неделя

Познавательно- речевое развитие

(экологическое воспитание)

Познание

(ФЭМП)

Праздники.

Дни рождения

Литературная

гостиная

 

 

                                              Режим дня     (летний период)

 

 

п/п

 

 

Режимные процессы Время
       
1   Утренняя встреча. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры. Беседы. 7.30-8.00
2   Традиция (общее приветствие детей друг другу).

Утренняя гигиеническая гимнастика.

8.00-8.10

 

8.10-8.20

3   Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.20-8.50
4   Игровая деятельность детей. 8.50-9.00
5

 

6

  Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

Второй завтрак

 

9.10-11.30

 

10.05-10.15

7   Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну.

11.30-12.15
8   Сон (создание благоприятной обстановки для сна). 12.25-15.00
9   Постепенное пробуждение детей (гимнастика после сна). 15.00-15.15
10   Подготовка к полднику, полдник

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

15.15-16.00
11   Взаимодействие с родителями.

Подготовка к прогулке, прогулка.

16.00-18.30
     
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

                                                                              Режим дня

7.30-8.00 Прием, осмотр, игры
8.00- 8.15 Утренние традиции
8.15-8.30 Утренняя гимнастика
8.30-8.50 Подготовка к завтраку, завтрак
8.50-9.00 Игры, подготовка к НОД
9.00-9.20,

9.30-9.50

Перерыв между НОД 10 минут

Непосредственная образовательная деятельность       
        9.50-10.00 Второй завтрак  
       10.00-11.40 Подготовка к прогулке, прогулка
11.50-12.00 Возвращение с прогулки
12.00-12.25 Подготовка к обеду, обед
12.25-15.00    Подготовка ко сну, дневной сон
15.00-15.20 Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры
15.20-15.35 Подготовка к полднику, полдник
15.35-16.20 Совместная  деятельность с детьми
16.25-17.30 Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

 Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: Программа составлена на основе программы «Радуга» Т.Н. Дороновой,  В.В. Гербова, Т.Н. Гризик  в  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Расширение программного содержания осуществляется за счет внедрения в воспитательно-образовательный процесс парциальных программ:

«Развитие речи и ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ушакова О.С.

 «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губанова

«Конструирование в детском саду» И. А. Лыкова

 «Художественный труд» И. А. Лыкова

«Изобразительная деятельность» И. А. Лыкова.

«Учусь говорить» В.В.Гербова.М.Просвещение.2002 г

 «Математика и Логика для дошкольников» Е.В. Соловьева.

 Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемеологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;
  • Устав МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск

Цели и задачи программы:

 

Цели   Задачи
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни   Обеспечивать охрану здоровья
Способствовать физическому развитию
Способствовать  физиологическому развитию
содействовать своевременному и полноценному психическому развитию

каждого ребёнка

  Способствовать  становлению деятельности
Способствовать становлению сознания
Закладывать основы личности
обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно

прожить период дошкольного детства

  Создавать атмосферу эмоционального комфорта
Создавать условия для творческого самовыражения

 

Программа нацелена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного  развития, развития  инициативы  и творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа реализует задачи ФГОС ДО:

1). Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2). Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в

период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,

социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе

ограниченных возможностей здоровья);

3). Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и

начального общего образования;

4). Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5). Объединение обучения и воспитания целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых   в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6). Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового

образа   жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,  интеллектуальных, физических  качеств,  инициативности,  самостоятельности  и  ответственности  ребёнка,

формирования предпосылок учебной деятельности;

7).  Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательной потребностей, способности и состояния здоровья детей;

8).  Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9).  Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-культурному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

 

 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

      

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности (соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики).
  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном  материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
  4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
  5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития.
  6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  7. Предусматривает решение программных образовательных задач в современной деятельности режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми(игра).
  9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

 

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

 «Любознательные Почемучки»: 4-5 лет

Ключ возраста. Четырёхлетний ребенок часто задаёт вопрос “Почему?”. Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.

См. стр. 29. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности.

См. стр.56-60 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Образовательная область «Познавательное развитие»

 См. стр.76-77 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Познавательная область: математические представления

См. стр.82 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культурного обогащения активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

См. стр. 93-94 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Образовательная область «Художественное творчество»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

См. стр.102-103 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В физическом развитии детей, равно как и при реализации других образовательных областей, главной задачей при реализации Программы

«Радуга» является сохранение и укрепление здоровья детей

См. стр.110-111 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

 

 

2.2 Технология реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями.

  Социально-коммуникативное развитие

См. стр.115 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Познавательное развитие

См. стр.119 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Познавательное развитие: математические представление

См. стр.122 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Речевое развитие

См. стр.126 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Художественно-эстетическое развитие

См. стр.130 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

Физическое развитие

См. стр.134 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

2.3. Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства

  • С целью обеспечения каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства педагоги:
  • организуют условия для полноценной адаптации каждого ребёнка к детскому саду, формируя доверие к воспитателям группы и предоставляя каждому ребёнку возможность:
  • осваивать новое пространство — группы, иных помещений детского сада, игровой прогулочной площадки, территории детского сада;
  • осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры;
  • устанавливать контакты со сверстниками;
  • создают общую атмосферу безопасности, доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания:
  • основывают и поддерживают добрые групповые традиции «Утро радостных встреч» и «Сладкий час»;
  • учитывают настроение и пожелания детей при планировании жизни в течение дня;
  • привлекают детей к обустройству группы и по возможности учитывают их пожелания в этом вопросе;
  • создают уютный, тёплый, гармоничный, эстетически целостный и современный интерьер, соответствующий возрастным особенностям интересов и потребностей детей;
  • обеспечивают условия (свободное место, материалы) для разнообразной содержательной самостоятельной деятельности детей, как коллективной, так и индивидуальной;
  • реализуют интересы и девочек, и мальчиков при планировании развивающей среды;
  • организуют прогулки и экскурсии детей за пределами детского сада;
  • создают условия для интересного и приятного общения с более старшими и более младшими детьми в детском саду;
  • отмечают в группе общие праздники и дни рождения каждого ребёнка по единому ритуалу;
  • используют музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; поют перед сном колыбельные песни;
  • поощряют желание детей свободно и выразительно двигаться под музыку;
  • организуют яркие радостные общие события жизни детей:
  • показывают детям кукольные спектакли;
  • организуют праздники-сюрпризы;
  • отмечают традиционные общегосударственные праздники — Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества;
  • проводят традиционные сезонные праздники на основе фольклорного материала — Осенины, праздник урожая хлеба, встреча или проводы зимы, встреча весны;
  • приглашают в группу интересных людей, исполнителей, писателей для встреч, проведения мастер-классов, концертов;
  • удовлетворяют потребность детей в творческом самовыражении:
  • предоставляют детям возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов;
  • способствуют возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т. п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольной образовательной организации и т. п.);
  • создают условия для работы с разными материалами;
  • вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности);
  • поощряют проявление детской непосредственности;
  • побуждают детей в процессе импровизации моделировать как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми;
  • высоко оценивают инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла;
  • устраивают выставки детского творчества, организуют концерты;
  • создают условия для участия родителей в жизни детского сада:
  • проводят выставки и фестивали семейного творчества, домашних коллекций, концерты;
  • привлекают родителей к реализации образовательного проекта «Встречи с интересными людьми»;
  • предлагают исследовательские и творческие семейные проекты;
  • проводят для родителей с детьми творческие мастер-классы.

2.4. Поддержка детской инициативы

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

См. стр. 140. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

2.5. Взаимодействие с семьёй

Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.

Общий стиль взаимодействия и его содержательную направленность определяет руководитель организации. Он знакомит семью с целями и ценностями организации и её корпоративной культурой.

Цель взаимодействия с семьёй сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

См. стр.142-146   Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

 

 

 

 

План работы с родителями в средней группе

на 2018-2019 учебный год

 

Месяц Родительские встречи Папки-передвижки Уголок здоровья Консультации Выставки
сентябрь   “Возрастные и психологические особенности ребенка 4-5лет”.   Консультация

«Одежда детей осенью».

 
октябрь  Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» “Учим ребенка завязывать шнурки”  «Как защитить ребенка от простуды и гриппа.» “Детские вопросы и как на них отвечать”  
ноябрь   “Воспитание КГН у дошкольников” “Витамины»   Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду».
декабрь   “Детская вежливость” “Растим здорового ребенка” “Новый год шагает по планете”  
январь   “Как правильно воспитывать девочку” “Грипп не пройдет”.” “Покормите птиц зимой”

 

 

 

 

 
февраль Родительское собрание

 «Математика это интересно»

 

“Поздравляем наших пап”. “Бережём своё здоровье» «Дидактические игры в обучении основам математики.»  
март     “Поздравляем наших мам” “Точечный массаж” “Личная гигиена дошкольника”  
апрель     “Профилактика плоскостопия” “Приобщение к истории, традициям и культуре России”  
май “Наши достижения за учебный год”. “Воспитание дружеских отношений в игре”   “Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья”  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требование к уровню подготовки воспитанников средней группы.

   
1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

 Культурно гигиенические навыки: Основные действия автоматизированы, соблюдают их правильную последовательность, обращает внимание на качество выполненных действий, нуждается в эпизодической помощи взрослого в виде напоминания.

Основные процедуры выполняет самостоятельно, иногда нуждается в напоминании и помощи взрослого.

Физическая культура: Выполняет новые движения с помощью взрослого: выполняет знакомые движения по инструкции взрослого и по образцу точно, но недостаточно четко: сохраняет равновесие, координирует движение тела, рук и ног; не всегда успешно меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую руку. Точно выполняет мелкомоторные, действует с предметами в том числе с мелкими, некоторые мелкомоторные движения могут вызвать трудности: успешно согласует свои движения с движениями других детей:

Улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу; передает в движении заданный ритм не всегда точно; иногда проявляет элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников, замечает нарушение правил в подвижных играх;   пытается переносить усвоенные движения в свободную деятельность, но при этом снижается качество движений; увлекается процессом двигательной деятельности и может не обращать внимание на результат и качество движений; физические качества проявляются не во всех ситуациях, в основном при выполнении хорошо знакомых движений.

Улавливает заданный темп движений, меняет темп по сигналу.

Двигательная активность: Адекватно возрасту, проявляет стойкий интерес к движению, демонстрируемым взрослым, но интерес в обучающей ситуации не устойчив; не всегда принимает задачу научиться движению, при обучении движению может действовать ситуативно.; интерес повышается в игровой ситуации, привлекают подвижные игры.  

ЗОЖ: Имеет представления о некоторых правилах поведения в быту и гигиенических процедурах, стремиться поддерживать опрятный вид, не знает, как устранить недостатки, имеет представление о порядке, испытывает удовольствие от чистоты и порядка; понимает, что аккуратность и опрятность в бытовых процессах, соблюдение правил гигиены одобряются окружающими; знает требуемое взрослым место расположения вещей для поддерживания порядка, но воспроизводит с помощью взрослого.

2.Любознательный,

активный

Познавательные интересы: Проявляет познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, начинает интересоваться тем, что ранее увидел, услышал, узнал, с интересом наблюдает за окружающим, для обобщение результатов наблюдений нуждается в помощи взрослого; в процессе познания проявляется чувство удивления, радуется новому; под руководством взрослого с интересом включается в выполнение исследовательских заданий.

Познавательные вопросы: Задает достаточно часто, появляются вопросы причинно-следственного характера, но преобладают вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей, не всегда выслушивает ответ взрослого, задает вопросы непоследовательно.

Познават.эксперем: Эпизодически проявляет попытки самостоятельно установить причинно-следственные связи, получить новые знания об интересующем объекте,для получении результата этих попыток нуждается в помощи взрослого, с удовольствием участвует в несложных экспериментах, организуемых взрослым, отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментов.

 

Самостоятельность: Действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи; в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого,

Обращение за помощью взрослому: в ситуации реальных затруднений и также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблем, адресуя эту задачу взрослому, в большенстве рвычных ситуаций уверен, в новых ситуациях может проявлять неуверенность.

Участие в образовательном процессе: Положительно относиться к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, не проявляет инициативу или проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.

 

3.Эмоционально

отзывчивый

 Замечает основные (радость, страх, гнев, грусть) эмоциональные состояния других людей, проявляет сопереживание.

Проявляет эмоциональное отношение к героям с помощью взрослого или самостоятельно дает им эмоциональную оценку, но не может ее четко мотивировать; сочувствует и сопереживает положительным персонажем, стремиться им содействовать, предлагает варианты оказания помощи; искренне радуется победе добра над злом, негодует на поступки отрицательных героев; в процессе слушания сказок, историй, рассказов выражает свои эмоции недостаточно разнообразно и выразительно; имеет любимых персонажей.

Проявляет устойчивый интерес к прекрасному, свои переживания отражает в речи, любуется красивым, замечает прекрасное в повседневной жизни.

Природа: Радуется при восприятии мира природы, интерес к природе неустойчив, с помощью взрослого дает простые эмоциональные оценки, но не мотивирует их, замечает отдельные элементы прекрасного в природе, обращает на них внимание других людей.

Называет отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные; узнает эмоции людей, с которыми общаемся,  с помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояний персонажей.

По предложению взрослого может успокоиться, порадовать другого человека, помочь.

 

4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

 Использует развернутую речь для выражения намерения, просьбы, своей потребности, желания, речь является ведущим средством общения, дополняется мимикой и пантомимикой, предметными средствами общения, средства общения не достаточно выразительны.

Принимает участие в групповой беседе, внимательно слушает, отвечает на вопросы и задает их по ходу разговора,

Высказывается по предложению взрослого,

Говорит не всегда спокойно и доброжелательно, нередко разговаривает слишком громко, в игре использует ролевой диалог,

но не развернутый.

Участвует в совместных со взрослым разных видах деятельности, как правильно адекватно реагирует на указания и оценку взрослого.

Проявляет элементы внеситуативно-познавательной формы общения, преобладает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми.

В общении со взрослыми, новыми взрослыми может нарушать правила общения, в привычных ситуациях, как правило, их соблюдает сам или при напоминания взрослого, разговаривает обычно приветливо, доброжелательно; под руководством взрослого не мешает другим, не кричит, не отвлекает.

 

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

 

 Соблюдает основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого.

Знает при руководстве взрослого соблюдает основные правила.

Имеет представления о своей жизни деятельности и может с помощью взрослого, его вопросов рассказать о своих внешних особенностях, действиях, совместно с другими людьми делах.

 Знает и при руководстве взрослого соблюдает основные правила.

С помощью взрослого обобщает свой практический опыт в словесных высказываниях.

 

 

 

Умеет ставить и достигать предметно-практические, игровые, элементарные и познавательные цели, определять определенные средства их достижения, достигать результата, проявляя действенную самостоятельность.

Проявляет целенаправленность в процессе достижения цели, с помощью взрослого противостоит отвлечениям, помехам, может подождать но трудно отстрочить удовлетворение потребности.

Под руководством взрослого может не продолжительное время сдержать свои желания, стремиться выполнять общественно значимые дела, но нуждается в руководстве взрослого.

6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.

 

 В деятельности опирается на элементы собственного опыта, не всегда обобщенные: пользуется своими знаниями для решения проблемных ситуаций, поставленных взрослыми, выделяет эталонные признаки, группирует предметы по сенсорным признакам,

Сравнивает различные предметы и выявляет различия в них, но не всегда адекватно отражает отличия объектов в речи.

Замечает не которые противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, при этом ярких эмоций не проявляет

, иногда пытается самостоятельно их решить или требуют восстановления соответствия от взрослого.

При необходимости, особенно в ситуации затруднения, преобразует способы решения задач в зависимости от ситуаций.

Принимает задачу взрослого создать, что то определенное, подчиняет ей свои усилия, создает собственные замыслы, но нуждается в руководстве взрослого при их реализации, замыслы формируются в обобщенном виде, не редко меняет замысел, в процессе выполнения  деятельности, результат соотноситься с замыслом в общем виде.

7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

 

Ребенок должен знать: свое имя, фамилия, возраст, половую принадлежность, индивидуальные особенности своего внешнего облика, свое настроение, самочувствие, свои вещи, в том числе предметы обихода, игрушки, свои любимые занятия, название, назначение органов чувств, частей тела и их расположение, некоторые свои умения и знания, приобретенные в процессе обучения.

Имя ближних родственников, ближайшие родственные связи, место проживания родственников, что умеют, что любят, как общаются.

Некоторые игры, игрушки и произведения фольклора народов разных национальностей, некоторые особенности их проживания и быта народов разных национальностей.

 

 

Безопасность

Имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь,

острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку,

 идти на зелёный сигнал светофора и т. д.), о некоторых правилах безопасного для

окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья,

 не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).

 

Чтение художественной литературы

Понимает, что книги рассказывают о многом уже известном, но больше о неизвестном,

 что они учат, как себя вести.

Коммуникация

Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании

 семейного альбома или фотографий. В общении с воспитателем и сверстниками называет растения и животных ближайшего окружения и обитателей уголка природы, их действия, яркие признаки внешнего вида

 (золотая рыбка живёт в аквариуме, плавает, ест корм, у неё красивый хвост и плавники).

Познание

Имеет начальные представления о свойствах предметов (форма, цвет, величина,

назначение и др.). Сравнивает предметы на основании заданных свойств. Пытается

улавливать взаимосвязи между отдельными предметами или их свойствами. Имеет

 элементарные представления о ближайшем непосредственном окружении.

Музыка

Имеет представление о том, что есть мир музыки, первичные музыковедческие

представления (о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной

выразительности и характере музыки).

Художественное творчество

Может примитивно нарисовать себя, своих друзей, родных, изобразить простые предметы, природу, явления окружающей действительности, передавая общие признаки, относительное сходство по форме и

некоторые характерные детали образа (галстук у папы, бусы у мамы и т. п.), дополняя

созданное изображение рассказом о нём

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности.

Умеет выполнять пошагово инструкцию взрослого.

Здоровье и Физическая культура

Стремится к постановке цели при выполнении физических упражнений. Способен

правильно реагировать на инструкции взрослого в освоении новых двигательных умений, культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни.

Безопасность

Старается действовать по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.

Чтение художественной литературы

Исполняет наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм. Слушает и

слышит (отвечает на несложные вопросы по содержанию прочитанного) взрослого.

Коммуникация

Относит к себе и понимает речь взрослого, обращённую к группе детей. Адекватно

реагирует на обращение действием и доступными речевыми средствами. Эмоционально

положительно реагирует на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь

маме, папе, воспитателю), на необходимость регулировать своё поведение.

Познание

Начинает направлять своё внимание на знакомство с новым познавательным

содержанием. Пытается использовать рекомендованные взрослым способами

деятельности. Способен использовать имеющиеся представления при восприятии нового.

 Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднениях

обращается за помощью.

Музыка

Не отвлекается во время музыкально-художественной деятельности.

Художественное творчество

Начинает овладевать умением слушать взрослого и выполнять его инструкцию.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

 

Здоровье

– правильно выполнять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии

взрослого;

– элементарно ухаживать за своим внешним видом, пользоваться носовым платком,

помогать в организации процесса питания;

 – правильно есть без помощи взрослого;

– одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

– ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого.

Физическая культура

Ходьба и бег:

– ходить в разном темпе и в разных направлениях; с поворотами; приставным шагом

вперёд; на носках; высоко поднимая колени;

перешагивая через предметы (высотой 5—10 см); змейкой между предметами за ведущим;

– ходить по горизонтально лежащей доске (шириной 15 см), по ребристой доске

(шириной 20 см);

– догонять, убегать, бегать со сменой направления и темпа, останавливаться по сигналу;

– бегать по кругу, обегать предметы;

– бегать по дорожке (шириной 25 см);

– челночный бег (5 м . 3).

Прыжки:

– прыгать одновременно на двух ногах на месте и с продвижением вперёд (не менее 4 м);

– прыгать на одной ноге (правой и левой) на месте;

– прыгать в длину с места;

– прыгать вверх с места, доставая предмет одной рукой;

– прыгать одновременно двумя ногами через канат (верёвку), лежащий на полу;

– прыгать одновременно двумя ногами через три-четыре линии (поочерёдно через каждую), расстояние между соседними линиями равно длине шага ребёнка.

Лазанье, ползание:

– перелезать через лежащее бревно, через гимнастическую скамейку;

– влезать на гимнастическую стенку, перемещаться по ней вверх-вниз, передвигаться

приставным шагом вдоль рейки;

– подлезать на четвереньках под две-три дуги (высотой 50—60 см)

Катание, бросание, ловля, метание:

– бросать двумя руками мяч вдаль разными способами (снизу, из-за головы, от груди);

– катать и перебрасывать мяч друг другу;

– перебрасывать мяч через препятствие (бревно, скамейку);

– прокатывать мяч между предметами;

– подбрасывать и ловить мяч (диаметром 15—20 см) двумя руками;

– бросать вдаль мяч (диаметром 6—8 см), мешочки с песком (весом 150 г) правой и левой

рукой;

– попадать мячом (диаметром 6—8—12 см) в корзину (ящик), стоящую на полу, двумя и

одной рукой (удобной) разными способами с расстояния не менее 1 м;

– метать мяч одной (удобной) рукой в вертикальную цель (наклонённую корзину),

находящуюся на высоте 1 м с расстояния не менее 1 м.

Координация, равновесие:

– кружиться в обе стороны;

– ловить ладонями (не прижимая к груди) отскочивший от пола мяч (диаметром 15-20 см),

 брошенный ребёнку взрослым с расстояния 1 м не менее трёх раз подряд;

– ходить по наклонной доске (шириной 20 см и высотой 30 см) и по напольному мягкому

 буму (высотой 30 см);

– стоять не менее 10 с на одной ноге (правой и левой), при этом другая нога согнута в

колене перед собой.

Спортивные упражнения:

– кататься на санках с невысокой горки; забираться на горку с санками;

– скользить по ледяным дорожкам с помощью взрослого;

– кататься на трёхколесном велосипеде;

– ходить на лыжах по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом без палок,

свободно размахивая руками.

Труд-  самостоятельно (в некоторых случаях при небольшой помощи взрослого) одеваться и

раздеваться в определённой последовательности;

– замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой

помощи взрослых;

  в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно выполнять отдельные процессы,

связанные с подготовкой к занятиям, приёму пищи, уборкой групповой комнаты или участка;

– в труде в природе при участии взрослого выполнять отдельные трудовые процессы,

связанные с уходом за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Коммуникация

– владеть бытовым словарным запасом: может разговаривать со взрослым на бытовые

 темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и её расстановке в

игровом уголке, об овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин и т. д.);-

воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова;

– правильно пользоваться речевым дыханием (говорят на выдохе);

– слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводит его;

– использовать в речи простые распространённые предложения; при использовании

сложных предложений может допускать ошибки, пропуская союзы и союзные слова;

– с помощью взрослого составлять рассказ по картинке из трёх-четырёх предложений;

– пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении.

Познание

Сенсорная культура:

– выполнять элементарные перцептивные (обследовательские) действия;

– выделять признаки предметов; находить сходство предметов по названным признакам.

Познавательно-исследовательская деятельность:

– выполнять элементарные действия по преобразованию объектов.

Конструктивная деятельность:

– выполнять ориентировочные и поисковые действия в конструировании из различных

материалов;

– учитывать особенности материала при конструировании;

– выполнять конструирование по образцу из разных материалов.

Формирование элементарных математических представлений:

– сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, указывать на результаты

 сравнения;

– определять равенство – неравенство групп предметов;

– различать формы и называть геометрические фигуры;

– определять расположение предметов относительно своего тела и направления от себя;

– использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

– отражать имеющиеся представления о предметах и явлениях ближайшего непосредствен

ного окружения в различных видах деятельности (игровой, продуктивной и пр.).

Музыка

– ориентироваться в свойствах музыкального звука (высоко-низко, громко-тихо),

простейших средствах музыкальной выразительности (медведь-низкий регистр),

 простейших характерах музыки (весёлая-грустная);

– подпевать элементарные попевки;

– двигательно  интерпретировать простейший метроритм;

– играть на шумовых музыкальных инструментах.

Художественное творчество

– улавливать образ в штрихах, мазках и в пластической форме.

В рисовании:

– правильно держать изобразительные материалы (карандаш, фломастер, восковые

 мелки, кисть и др.) и действовать с ними;

– проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его

деталями, что делает изображаемый предмет узнаваемым;

– дополнять созданное изображение рассказом о нём.

В лепке:

– действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином, пластической массой),

отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, скатывать,

 сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали, создавая изображение

знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д.

В аппликации:

– располагать на листе бумаги и наклеивать готовые изображения знакомых предметов.

В конструировании:

– различать детали конструктора по цвету и форме (кубик, кирпичик, пластина, призма);

– создавать простейшие постройки: путём размещения по горизонтали кирпичиков,

 пластин и накладывания четырёх – шести кубиков или кирпичиков друг на друга, а

также путём замыкания пространства и использования несложных перекрытий.

 

2.6 Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательной программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются освоение ребенком программного содержания, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик не тестового типа. Построение системы мониторинга сочетает низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга образовательных областей 2 раза в год (сентябрь, май).

Общими показателями качества образовательной работы по Программе «Радуга» являются ответы на вопросы: «Можно ли сказать, что каждый ребёнок:

  • хочет ходить в детский сад и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее;
  • откликается на инициативу взрослого в общении и деятельности;
  • любознателен и имеет сферу индивидуальных интересов;
  • инициативен в деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми;
  • разговорчив и имеет высокий уровень развития речи;
  • получает удовольствие от продуктивных занятий;
  • любит и умеет играть совместно со взрослым и со сверстниками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10—15 минут и найти такое дело для себя?»

 

Таблица №1

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей Программы)

Группа ______________________
Дата проведения мониторинга:____________________

 

Ф.И. ребенка Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
здоровье физическая культура Социали

зация

труд безопас

ность

позна

ние

коммуни

кация

чтение

художест

венной

литературы

художест

венное

творчество

музыка итоговый

руезультат

                       
                       

 

 

 

Таблица №2

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств)

Группа: ________________

 

Дата проведения мониторинга:_______________________

 

Ф.И. ребенка Уровень развития интегративных качеств
Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, отзывчивость Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми Способность управлять своим поведением и планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представления о себе, семье,обществе, государстве, мире и природе Овладение предпосылками учебной деятельности Итоговый результат
                   

Данные о результатах мониторинга заносятся в карты развития ребенка с помощью знаков «+» или « – », что означает, проявляется этот компонент интегративного качества или нет. В итоге подсчитывается количество знаков «+» и « – » и выводится уровневый показатель.

«Высокий» уровень ставится в случае, если все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+».

«Средний уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком «+».

«Низкий уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком « – ».

По итогам анализа карт развития ребенка заполняется таблица 1,2.

 

Итоговый результат выставляется как «высокий уровень», если по всем интегративным качествам оценки поставлены не ниже «среднего уровня» и «высокий уровень» выставлен не менее, чем по пяти интегративным качествам.

Итоговый результат выставляется как «средний уровень»:

– если по всем интегративным качествам выставлен «средний уровень»;

– если количество оценок «низкий уровень» и «высокий уровень» совпадают;

– если «средний уровень» выставлен не менее, чем по пяти интегративным качествам.

Итоговый результат «низкий уровень» выставляется, если более пяти интегративных качеств имеют оценку «низкий уровень».

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

 

Методическая литература по мониторингу

 

Образовательная область Методика (источники) Сроки Кто проводит
1.      Физическая культура

 

 

 «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В. Полтавцева,

 

 

Сентябрь – Май

 

Воспитатель

1.2. Здоровье   Сентябрь – Май Воспитатель совместно с ст. медсестрой ДОУ
2.Безопасность «Безопасность» Н.Н. Авдеева. Р.Б. Стеркина. Учебное пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего возраста. СПБ: «Детство – пресс». 2004. Сентябрь – Май Воспитатель
2.      Социализация:

3.1. Социально –   

      личностное

         развитие.

3.2.  Игра

   

Сентябрь – Май

Воспитатель

 

Воспитатель, педагог-психолог

3.      Труд Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника. Куцакова Л.В. – М.: «Владос», 2003. Сентябрь – Май Воспитатель
4.      Познание:

5.1.Познание

     5.2. Математика

 

«Познаю мир» Т.И. Гризик Методические рекомендации. М. Просвещение 2015.

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

Е.В. Соловьева.

М. Просвещение  2016.     

 

Сентябрь – Май Воспитатель
5.      Коммуникация:

    6.1. Развитие речи

О.С.Ушакова “Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи” ТЦ Сфера 2011 Сентябрь – Май Воспитатель, учитель – логопед, педагог-психолог
6.      Чтение художественной литературы.                            

7.1.Художественная литература

О.С.Ушакова “Ознакомление дошкольников с литературой” ТЦ Сфера 2011 Сентябрь – Май Воспитатель
7.      Художественное творчество:

8.1. Изодеятельность

 

 

 

 

 

 

 

8.2.Художественный      труд                                           

Т.Н.Доронова. «Художественное творчество детей»

М.Просвещение.2015.

“Изобразительная деятельность в детском саду” И.А.Лыкова 2010

“Изобразительная деятельность в детском саду”. Т.С.Комарова. Мозаика-Синтез 2016

“Изобразительная деятельность в детском саду” И.А.Лыкова 2010

 

Сентябрь – Май

 

Воспитатель

 

 

 

Воспитатель

9.      Музыка «Раз ступенька», «Два ступенька» – будет…. Песенка». Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей, работающих по музыкальному развитию детей 3 – 6 лет по программе «Из детства – в отрочество». (текст) Е.А. Дубровская. М.: «Просвещение» 1998. – 85 с.  

Сентябрь – Май

 

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация развивающей предметно-пространственной

образовательной среды для детей среднего возраста

 

 

Направления
Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное

 развитие

Художественно – эстетическое развитие
Центры
    Двигательный центр

   Центр здоровья

   Центр математики

  Центр конструктивной деятельности

  Центр науки, экологии и экспериментирования

 Речевой центр

  Центр книги

   Центр

игры

    Центр безопасности

   Центр социально – эмоционального развития

   Центр изобразительной деятельности

   Центр музыки и театра

 

Физическое развитие

Центры

активности

Содержание
  Стенка  
Выдвижной ящик  
Флажки Для общеразвивающих упражнений
Платочки  
Комплект разноцветных кеглей, игра “Бильбоке”, массажные перчатки  
Скакалка детская Для прыжков
Мячи резиновые Для катания, бросания, ловли
Комплект пластмассовых гантелей  Для общеразвивающих упражнений
Кубики
Центр здоровья Ширма (сменяемость 1 раз в месяц)

 

Познавательное развитие

 

Центры

 активности

 

Тип

 оборудования

 

Наименование

 
Центр конструктивной деятельности Конструкторы Крупный строительный конструктор.  
Средний строительный конструктор  
Конструкторы типа «Лего»  
   
Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.  
              
         
Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.

«Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный.

Машины грузовые и легковые, подъемный кран, паровоз, самолеты.

Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.)

 
   
   
   
Центр науки, экологии и экспериментирования Набор для эксперименти

рования

 

 Пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.  
Емкости разной вместимости, ложки, палочки, сито, игрушки  для игр с водой, формочки.

Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

 

Зеркальце для игр с солнечным зайчиком

 
Набор  для труда Наборы для улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки.

Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

 
  Картина сезона, модели года и суток.  
Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.  
Комнатные растения подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

– поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

–  способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

–       величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

–       способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон).

 
Парные картинки  типа  лото 

(количество   элементов в каждой

игре от 2-4)

 
Наборы    объемных     и  плоских   игрушек   «Зоопарк»,      «Домашние        животные»,   «Овощи», «Фрукты»  
Дидактические игры «Кто что ест?»,

«Чей    малыш?»

 
Природный и бросовый материал:

желуди, 

шишки; камешки, пробки и т.д.

 
Центр математики Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.  
Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы..  
   
   
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).  
Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов)  
.  
   
Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр.  

                                              Речевое развитие

Центры активности Содержание
Речевой центр

 

Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий. (Дидактическое лото «Что для чего»); на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю).

 Игры на уточнение понятий – «Кто что делает?» (котенок – лакает, петух – кукарекает)

Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей
 
 Предметные картинки и наборы для усвоения категорий среднего рода. Серии картинок из альбома О,И, Соловьевой «Говори правильно» на несклоняемые имена существительных.

Лото с детенышами животных.

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
 
Набор карточек с изображением предмета и названием.
Центр книги Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
Стеллаж для книг, стол , 2 кресла, мягкий диванчик
Детские книги по программе, любимые книжки детей.
 Портреты детских писателей

 

Социально – коммуникативное развитие

Центры

активности

Содержание
    Грузовые, легковые автомобили
 
Куклы в одежде
Коляски, кроватки для игр с куклами
Комплект приборов домашнего обихода
Комплект  для ролевой игры «Магазин»
Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская»
 
Комплект кухонной посуды для игры с куклой
Центр безопасности Дорожная

безопасность

Игрушка «Светофор»
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов
Средний транспорт.
Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
 
Опасности

в быту

Картинки с изображением опасных предметов
Плакат
 
 
 
Человек и

природа

Сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе
 
 
Центр социально – эмоционального развития фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
Портфолио группы
 
Картинки   изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;
       

 

                           Художественно – эстетическое развитие

Центры

активности

Содержание
Центр

изобразительной

 деятельности

 

наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
краски (гуашь, акварель, пищевые красители)
кисти для рисования, для клея
палитра, емкости для воды, красок, клея
салфетки для вытирания рук и красок
бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
глина, пластилин (не липнущий к рукам)
печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров
трафареты для закрашивания
стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
 
 
Центр

музыки

и театра

Картинки с изображением музыкальных инструментов
 
Игрушечные  музыкальные инструменты: бубны,  маракасы,  колокольчик,  металлофон.
Аудиосредства  (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений)
Оснащение  для разыгрывания сценок и спектаклей (игрушки-персонажи сказок, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
Фланелеграф

 

Основные режимные моменты

Основные режимные моменты — приём пищи, укладывание спать и пробуждение — должны проходить без спешки, в спокойном темпе, для них необходимо отвести достаточно времени.

Для маленького ребёнка приём пищи — это важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что-либо.

Дети имеют право на собственные вкусы, предпочтения в еде, а также не есть то, что они не любят или не хотят в данный момент.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании, заботе.

Пробуждение должно происходить естественно. Если ребёнок хочет спать дольше, чем другие, он должен иметь эту возможность.

Прогулка — главное условие здоровья детей. Поэтому в любое время воспитатель может увеличить продолжительность прогулки за счёт сокращения времени, проведённого на занятиях в группе, но не наоборот. Проведение занятий в помещении за счёт сокращения времени прогулки категорически недопустимо.

Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и к туалету.

Для каждой возрастной группы педагоги составляют распорядок дня, ориентированный во времени в соответствии с режимом пребывания детей в детском саду, рекомендациями местных медиков, особенностями контингента группы и т. д.

Организация жизни группы

Для детей дошкольного возраста (3—8 лет) характерными являются игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, у них формируются основы учебной и трудовой деятельности, совершенствуются и дифференцируются формы двигательной активности, восприятие произведений искусства (изобразительного, музыкального), литературы.

Нормы жизни группы

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие понятных и единых для всех правил жизни группы. Важен факт последовательности поведения педагогов. Дети должны быть уверены, что поощрения и порицания определяются их поступками, а не настроением воспитателя в данный момент. За одинаковые проступки должны следовать всегда и по отношению ко всем детям одинаковые негативные санкции.

Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослыми. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга.

Основная группа запретов должна быть очень немногочисленной (два-три ограничения) и должна касаться основных принципов совместной жизни:

  • личной неприкосновенности — нельзя бить и обижать других детей;
  • уважения к деятельности и её результатам — нельзя без разрешения другого ребёнка портить результаты его работы (рисунки, поделки, постройки);
  • нельзя принять боль другим живым существам;
  • нельзя без разрешения брать и использовать личные вещи других детей и взрослых.

 

 Традиции жизни группы и праздники

Традиция «Утро радостных встреч»

Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями.

 Традиция «Сладкий час»

 Эту традицию в среду во время полдника. Учитывая значение культуры дружеской совместной трапезы для социализации ребёнка дошкольного возраста, мы предлагаем форму чаепития. Во время приятного чаепития может завязаться непринуждённая дружеская беседа детей с педагогами и друг с другом. Содержание бесед обычно отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент.

 Праздники

Традиционными общими праздниками являются:

  • три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны;
  • общегражданские праздники — Новый год, Международный женский день,

               День семьи.

 Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейных коллекций, фестивали семейного творчества, «Встречи с интересными людьми», спортивные праздники.

Общекультурными традициями жизни детского сада мы предлагаем сделать следующие формы:

  • показывать детям кукольные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);
  • организовывать праздники-сюрпризы;
  • проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).

Традиции-ритуалы

Общегрупповой ритуал утреннего приветствия

Желательно, чтобы перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирал детей вместе в круг и проводил утренний ритуал приветствия (можно с опорой на игру, стишок), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.

Для детей старшего дошкольного возраста в ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимается согласованное решение на основе обсуждения всех предложений.

 

«Круг хороших воспоминаний»

Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.

«Для всех, для каждого»

Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю.

День рождения

Нужно выработать единый сценарий, который будет реализовываться при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Выберите какую-нибудь традиционную хороводную игру, например «Каравай»; разучите с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решите, что в группе будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми или сделанными руками детей.

Стиль жизни группы

Индивидуальный подход понимается как целенаправленное, осознанное выстраивание педагогами пространства свободы и выбора, предоставленного ребёнку:

  • необходимо считаться с тем, что дети делают всё в разном темпе и для некоторых естественным является медленный темп выполнения всех действий, в том числе, например, приёма пищи;
  • необходимо уважать предпочтения и привычки ребёнка в той мере, в какой это возможно без вреда для здоровья: всегда кто-то из детей не любит какие-то блюда, кто-то хочет в данный момент заняться каким-то своим делом и т. п.;
  • в детском саду для всех взрослых должен действовать запрет на то, чтобы обижать или оскорблять ребёнка.

Культура поведения взрослых направлена на создание условий для реализации собственных планов, замыслов, стремлений детей.

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяются взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов — необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что-то не успевают, куда-то спешат.

Детский сад — это не школа. В детском саду не звучат звонки и нет обязательных уроков. В детском саду проходит детство ребёнка-дошкольника. Жизнь детей должна быть интересной, насыщенной событиями, но не должна быть напряжённой.

Чтобы обеспечить такую атмосферу в группе, воспитатель сам должен быть в доброжелательном, хорошем настроении. Манера поведения с детьми должна быть ровной.

 

 

        Программно-методическое обеспечение реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы

 

 

Линия развития

 

Образовательная область

 

Образовательные

компоненты

(задачи)

Обязательная часть ООПДО – 80% времени необходимого для реализации программы

 

Формируемая часть ООПДО

(региональный и институциональный уровни) – не более 20% общего объема программы

Используемые программы и технологии, рекомендуемые авторами ООПДО (Федеральный компонент) Дополнительно используемые программы и технологии
Парциальные программы и технологии Обоснование необходимости дополнения или замены
              

 

Физкультурно – оздоровительное

 

 

 

 

Физическая

 культура

 

 

 

 

 

 

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, выносливости, координации)

 

 Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016   В программе «Радуга» отсутствует методическое сопровождение по данной области

 

 

 
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016 Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве  4-5 лет .2005. В программе «Радуга» отсутствует методическое сопровождение по данной области

 

 
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016 Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве  4-5лет. 2005.

 

В программе «Радуга» отсутствует методическое сопровождение по данной области

 

 
 

 

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

 

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016      
Воспитание культурно-гигиенических навыков  Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016  

 

   
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016  

 

Отсутствие методических рекомендаций  
 

Социально – личностное

 

 

 

 

 

 

Безопасность

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

 

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

  «Безопасность»  Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева          Р.Б Стеркина.

 

 

Программа позволяет решить задачи по формированию у дошкольников безопасного поведения через доступные дошкольникам виды деятельности чего не достает в программе «Радуга»  

 

Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира     Отсутствие в программе «радуга» данной задачи.  
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям   «Безопасность»  Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева                     Р.Б Стеркина.

 

. Программа позволяет решить задачи по формированию у дошкольников безопасного поведения через доступные дошкольникам виды деятельности.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социализация

Развитие игровой деятельности детей,

 

 

 

 

 Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016 О.А. Карабанова

Т.Н.Доронова

Е.В. Соловьева

«Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет»

В дополнение программы

 

 

 

 Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016   В программе «Радуга» отсутствует раздел социально-личностное развитие детей, задачи частично отражены в других разделах.  
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016   В программе «радуга» не четко обозначены вопросы формирования гендерной, семейной и гражданской принадлежности  
 

Труд

– Развитие трудовой деятельности

– Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других взрослых и его результатам

– Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

 

 Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016  «Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа» Н.С.Голицына(2012г)

 

Недостаточно полно раскрыты задачи О.О. «Труд»

 

 

.

 
 

 

 

 

Познавательно – речевое

 

Познание

 

 

 

Сенсорное развитие

 

 

 

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

Е.В.Соловьева.

«Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления»

М. Просвещение. 2016.

 

 

 

 

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной  (конструктивной) деятельности

 

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016  

 

Раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и ручному труду во всех возрастных группах детского сада  
Формирование

элементарных математических представлений

 

 

 

 

 Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

 

  Осуществление преемственности с программой реализуемой в начальном звене общеобразовательной школы  
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

 

 

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

    .  
 

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Развитие  всех компонентов устной речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

 «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С.Ушакова Ссылка авторов программы на возможность работать в рамках комплексной программы  

 

 

 

 

 

 

Чтение

художественной

литературы

– Формирование целостной картины мира

– Развитие литературной речи

– Приобщение к словесному искусству.

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

 «Знакомим детей с художественной литературой»

О.С.Ушакова

 

 Ссылка авторов программы на возможность работать по данной программе.  
Художественно – эстетическое  

Художественное

творчество

– Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)-Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству  Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условия детского сада «Радуга», под ред. Т.И.Гризик, 2016

 

 

 Т.Н. Доронова.

«Художественное творчество детей 2-8 лет»

М. Просвещение. 2015.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

И.Л.Лыковой.

Дополнение и углубление к содержанию программы «Радуга»  
               

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *