Рабочая образовательная программа педагога по музыкальному воспитанию для детей от 2 до 7 лет на 2017/2018 учебный год

   Срок реализации программы : 1 год                                                     на  основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга»                                                                                                                             Автор-составитель:  Слободчикова Анастасия Александровна, педагог по музыкальному воспитанию

Рецензенты:                                                                                                                 М.А.Белеванцева, заведующий                                                                                            Е.С.Боброва, старший воспитатель           

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей в разделе «Музыка».
  3. Перечень основных форм образовательной деятельности.
  4. Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка».
  5. Связь с другими образовательными областями.
  6. Прогнозируемый результат.
  7. План работы с воспитателями и родителями.
  8. Контроль за развитием музыкальных способностей детей.
  9. Материально-техническая база.
  10. Список литературы.

Пояснительная записка

Концептуальные основы программы

         Рабочая программа –  это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.

       Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ.  Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативными документами:

В сфере образования федерального уровня:

  • Законом Российской  Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.12г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с ч.11, ст.13 ФЗ от 29.12.2013 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Методическими рекомендациями Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 года, №03-248.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.3049-13.

С документами локального уровня:

  • Устав МКДОУ №5 «Звездочка».
  • План работы МКДОУ №5 «Звездочка» на 2017 – 2018 учебный год.
  • Основная общеобразовательная программа МКДОУ №5 «Звездочка»    

             Рабочая программа составлена с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по развитию движений, соответствует  СанПин 2.4. 13049-13, включает региональный компонент и рассчитана на 1 год.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «Радуга» (Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Издательство «Просвещение» 2010) и парциальной программы «Ладушки» (К.Каплунова).

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МКДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа  реализуется посредством основной  общеобразовательной  программы. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ. В ней сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.

 Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

– формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

– формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

– обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;

-развитие внутренних психических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

-воспитание нравственно-патриотической личности, посредством понимания музыкальных произведений;

-развитие речи.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

– сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

-умение передавать выразительные музыкальные образы;

-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных  произведений;

-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

– проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

 

2.Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи (общие):

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи (общие):

-формирование у детей певческих умений и навыков

-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента

-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи (общие):

-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок

-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения

-развитие художественно-творческих способностей

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Задачи (общие):

– совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,

– становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

– развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.

– знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

– развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Основное назначение рабочей программы:

Предоставить детям систему  увлекательных  занятий, позволяющих  усвоить программу по разделу «Музыка».

Способствовать:

– Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;

– Накоплению  впечатлений;

– Спонтанному выражению творческого начала  в зрительных,  сенсорно-моторных, речевых направлениях;

– Импровизации;

– Формированию умения понять образовательную задачу.

В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.

 

Музыкальные занятия состоят из 3 частей.

  1. Вводная часть

 Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально – ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах. Также в водную часть занятия входит распевка, которая в дальнейшем поможет чистому интонированию.

  1. Основная часть

Слушание

Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека.

Пение и подпевание

Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).

Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально- дидактических игр.

  1. Заключительная часть

Пляска, хоровод, игра.

Организация учебного процесса в МКДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на год и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13.

Объем учебной нагрузки составляет  30 недель.

 Система занятий и количество учебных часов по музыке в ДОУ

Группа

 

Длительность занятия Количество часов
неделя год
 

 

Первая младшая

 

10 минут

 

 

2

 

 

72

 

Вторая младшая

 

15 минут

 

2

 

72

 

Средняя

 

20 минут

 

2

 

72

 

Старшая

 

25 минут

 

2

 

72

 

Подготовительная к школе

 

30 минут

 

2

 

72

         

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, а так  же в течение дня. 

3.Формы работы в образовательной деятельности «Музыка»

Непосредственная образовательная деятельность  (индивидуальные, фронтальные, тематические), развлечения, утренники. 

Раздел «Слушание»

Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

·         Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

– на музыкальных занятиях;

– во время умывания

– на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

– во время  прогулки (в теплое время)

– в сюжетно-ролевых играх

– в компьютерных играх

– перед дневным сном

– при пробуждении

– на праздниках и развлечениях

·         Занятия

·         Праздники, развлечения

·         Музыка в повседневной жизни:

-Другие занятия

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

– Беседы с детьми о музыке;

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

– Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

– Рассматривание портретов композиторов

·         Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО

·         Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»

·         Консультации для родителей

·         Родительские собрания

·         Индивидуальные беседы

·         Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

·         Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)

·         Открытые музыкальные занятия для родителей

·         Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

·         Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

·         Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров

·         Прослушивание аудиозаписей,

·         Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

·         Просмотр видеофильмов

Раздел «Пение»

Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

·         Использование пения:

– на музыкальных занятиях;

– на других занятиях

– во время  прогулки (в теплое время)

– в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

– на праздниках и развлечениях

·         Занятия

·         Праздники, развлечения

·         Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

·         Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО

·         Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы.

·         Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей.  

·         Музыкально-дидактические игры

·         Инсценирование песен, хороводов

·         Музыкальное музицирование с песенной импровизацией

·         Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности

·         Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности

·         Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

·         Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

·         Открытые музыкальные занятия для родителей

·         Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

·         Создание музея любимого композитора

·         Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

·         Посещения детских музыкальных театров

·         Совместное пение знакомых песен при рассматрвании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности

·         Создание совместных песенников

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

·         Использование музыкально-ритмических движений:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

– на музыкальных занятиях;

– на других занятиях

– во время  прогулки

– в сюжетно-ролевых играх

– на праздниках и развлечениях

·         Занятия

·         Праздники, развлечения

·         Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Музыкальные игры, хороводы с пением

-Инсценирование песен

-Развитие танцевально-игрового творчества

– Празднование дней рождения

·         Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений,

-подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировании  песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей Портреты композиторов. ТСО.

·         Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей под музыку соответствующего характера

·         Придумывание простейших танцевальных движений

·         Инсценирование содержания песен, хороводов,

·         Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений

·         Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами

·         Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

·         Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

·         Открытые музыкальные занятия для родителей

·         Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

·         Создание музея любимого композитора

·         Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

·         Посещения детских музыкальных театров

·         Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей

         

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

– на музыкальных занятиях;

– на других занятиях

– во время  прогулки

– в сюжетно-ролевых играх

– на праздниках и развлечениях

·         Занятия

·         Праздники, развлечения

·         Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры с элементами  аккомпанемента

– Празднование дней рождения

·         Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО

·         Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании

·         Импровизация на инструментах

·         Музыкально-дидактические игры

·         Игры-драматизации

·         Аккомпанемент в пении, танце и др

·         Детский ансамбль, оркестр

·         Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр».

·         Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых

·         Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

·         Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

·         Открытые музыкальные занятия для родителей

·         Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

·         Создание музея любимого композитора

·         Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

·         Посещения детских музыкальных театров

·         Совместный ансамбль, оркестр

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах

Формы работы
Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

– на музыкальных занятиях;

– на других занятиях

– во время  прогулки

– в сюжетно-ролевых играх

– на праздниках и развлечениях

·         Занятия

·         Праздники, развлечения

·         В повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

– Игры

– Празднование дней рождения

·         Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.

·         Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании

·         Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок

·         Придумывание простейших танцевальных движений

·         Инсценирование содержания песен, хороводов

·         Составление композиций танца

·         Импровизация на инструментах

·         Музыкально-дидактические игры

·         Игры-драматизации

·         Аккомпанемент в пении, танце и др

·         Детский ансамбль, оркестр

·         Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр»,

·         Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

·         Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

·         Открытые музыкальные занятия для родителей

·         Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

·         Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

·         Посещения детских музыкальных театров

 

 

  1. Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка»

– Музыкально игровые образовательные ситуации: тематические, доминантные, интегрированные

– Использование музыки для организации различных занятий, видов детской деятельности, режимных моментов;

– Слушание музыки;

– Слушание музыкальных произведений;

– Развитие исполнительных навыков и импровизации в песенном творчестве, музыкально – ритмических движениях, танцах, игре на детских музыкальных инструментах;

– Пение детских песен;

– Подготовка и проведение музыкальных праздников, развлечений, спектаклей;

– Разучивание музыкального репертуара для музыкальных занятий;

– Помощь воспитателям в подборе музыкальных произведений для занятий, режимных моментов, различных видов деятельности;

– Музыкально дидактические игры, музыкально – ритмические игры;

– Хороводные игры;

– Игра на детских музыкальных инструментах;

– Изготовление детских музыкальных инструментов.

 

  1. Связь с другими образовательными областями:
  2. 1. Социально-коммуникативное развитие:

– формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; 

– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

  1. Познавательное развитие:

– расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

  1. Речевое развитие:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

  1. 4. Художественно – эстетическое развитие:

– развитие детского творчества;

 -формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

– использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

  1. Физическое развитие:

– развитие физических качеств музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;

 

  1. Прогнозируемый результат

Ожидаемый результат усвоения программы детьми 1 младшей группы: К концу года дети должны уметь

Музыкально-ритмические движения: Начинать движение вместе с музыкой;

Развитие чувства ритма: Правильно хлопать в ладоши;

Слушание музыки: Различать тембр простейших музыкальных инструментов (бубен, ложки, барабан, колокольчик);

Пение: подпевание музыкальных фраз;

Пляски, игры, хороводы: притоптывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;

Ожидаемый результат усвоения программы детьми 2 младшей группы: К концу года дети должны уметь

Музыкально-ритмические движение: передавать образы соответствующие характеру музыки;

Развитие чувства ритма: уметь повторять за педагогом простейший ритмический рисунок;

Слушание музыки: Понимать характер и различать части музыкального произведения;

Пение: Петь в одном темпе;

Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения кружение в парах, притоптывание каждой ногой поочередно, движение с предметом, передача образа;

Ожидаемый результат усвоения программы детьми средней группы:

К концу года дети должны уметь:

Музыкально-ритмические движения: Выполнять простейшие перестроения (круг, врассыпную и обратно);

Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов;

Слушание музыки; Чувствовать характер музыки, уметь высказываться о ней, узнавать песни по мелодии;

Пение: Петь с музыкальным сопровождением и без него;

Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, движения с предметом, образ отвечающий характеру музыки;

Ожидаемый результат усвоения программы детьми старшей группы:

К концу года дети должны уметь:

Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;

Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;

Слушание:  слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро – медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);

Пение:   петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.

Пляски, игры, хороводы:   уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно  использовать знакомы движения в творческой пляске.

Ожидаемый результат усвоения программы детьми подготовительной группы:

К концу года дети должны уметь:

Музыкально-ритмические  движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.

Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок или сыграть его на любом музыкальном инструменте, уметь подобрать ритм к определенной картинке или картинку к ритму.

Слушание:  уметь самостоятельно определять жанр музыки (танец, марш, песня), уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.

Распевание, пение:  узнавать песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по  мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, придумывать  мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.

Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выполнять солирующие роли, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.

Требование к уровню подготовки воспитанников

I Младшая группа II Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
– различать высоту звуков (высокий – низкий);

– узнавать знакомые мелодии;

– вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;

– двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;

 – выполнять простейшие движения;

– различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.

– слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;

– различать звуки по высоте (октава);

– замечать динамические изменения (громко – тихо);

– петь,  не отставая друг от друга;

– выполнять танцевальные движения в парах;

– двигаться под музыку с предметом.

– слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

– узнавать песни, мелодии;

– различать звуки по высоте (секста-септима);

– петь протяжно, четко поизносить слова;

– выполнять движения в соответствии с характером музыки»

– инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

– играть на металлофоне простейшие мелодии на 1 звуке.

– различать жанры в музыке (песня, танец, марш);

– звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

– узнавать произведения по фрагменту;

– петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова,  петь с аккомпанементом;

– ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

– самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой  произведения;

– самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать,  не подражая друг другу;

– играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.

– узнавать гимн РФ;

– определять музыкальный жанр произведения;

– различать части произведения;

– определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты;

– воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;

-сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

-выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;

-передавать несложный ритмический рисунок;

-выполнять танцевальные движения качественно;

-инсценировать игровые песни;

– исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

 

 

 

 

  1. План работы музыкального руководителя с воспитателями:

Сентябрь

  1. Консультация для воспитателей «Нетрадиционные приемы развития музыкальности у дошкольников»
  2. Проведение развлечения «День знаний».
  3. Проведение музыкального спектакля «Три шубки»

Октябрь

1.Проведение осенних развлечений «Осень в гости пришла».

Ноябрь

  1. Проведение осенних утренников.
    2. .Накопление текстов осенних песен в папках по музыкальному воспитанию.
  2. Подготовка к мероприятию «День матери» и его проведение.
  3. Показ открытого занятия «Путешествие в зимний лес».

Декабрь

1.Обсудить проведение новогодних утренников, выбрать действующих лиц, ведущих. Разучивание праздничного репертуара. Репетиции новогоднего утренника с ведущими и героями. Пополнение папок воспитателей зимним и новогодним репертуаром.

Январь

1.Проведение развлечения с участием бабушек воспитанников «Рождественские посиделки».

2.Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания (в соответствии с перспективным планом по муз. воспитанию).

Февраль

1.Подготовка к празднику «День защитников Отечества» и «8 марта» – организационные моменты. 
2.Проведение развлечения посвященного Масленице.

Март

1.Разработка и проведение утренника посвященного праздникам 23 февраля и 8 марта.

  1. Накопление текстов весенних песен в папках по музыкальному воспитанию.

Апрель

1.Разработка и проведение развлечения «День смеха».

  1. Консультация на тему: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Май

1.Проведение праздника «День победы»

  1. Проведение праздника «День семьи».

3.Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы.
4.Ознакомление с результатами мониторинга.

5.Проведение праздника «До свиданья, детский сад»

План работы музыкального руководителя с родителями:

Сентябрь

1.Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2.Консультация для родителей в групповых музыкальных уголках «Роль музыки в жизни ребенка».

Октябрь

  1. Разработка и раздачу буклетов на тему: «Изготовление шумовых инструментов своими руками».
    2. Привлечение родителей к подготовке осенних утренников.

Ноябрь

1.Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ.
2.Выставка поделок «Самодельные шумовые инструменты».

Декабрь

1.Привлечение родителей к подготовке Новогоднего праздника.
2.Консультация: «Правила поведения родителей на празднике».

Январь

1.Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома».
2. Консультация для родителей: «Музыкальное развитие в семье»

Февраль

1.Анкетирование «Музыка в вашей семье».
2.Тематическая выставка: «Родители – первые музыкальные руководители малышей».

  1. Проведение развлечения «Масленица»

Март

1.Подготовка к проведению праздников к 8 марта.

Апрель
1.«День открытых дверей» – посещение родителями музыкальных занятий.

Май

1.Ознакомление родителей с результатами мониторинга.

 

  1. Контроль за развитием музыкальных способностей детей

 

Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Критерии диагностики:

Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в  одной из возрастных групп детского сада.

Форма проведения: Групповая и индивидуальная

Оценка уровня развития (по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).

Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать   задания для детей.

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

– Ладовое чувство;

– Музыкально-слуховые представления;

– Чувство ритма

Младшая группа

Ладовое чувство Музыкально слуховые представления Чувство ритма
1

2

3

4

Внимание

Просьба повторить

Внешние проявления

Узнавание знакомой мелодии

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуков

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

Средняя группа

Ладовое чувство Музыкально слуховые представления Чувство ритма
1

2

3

4

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о характере музыки

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением

Узнает ли песню по вступлению

Активность исполнения

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки

Активность в играх

Старшая группа

Ладовое чувство Музыкально слуховые представления Чувство ритма
1

2

3

4

5

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о музыке с контрастными частями

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Отображает свое отношение к музыке в рисунке

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

Эмоционально исполняет песни

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

Активность в играх

Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах

Подготовительная группа

Ладовое чувство Музыкально слуховые представления Чувство ритма
1

2

3

4

5

6

Высказывания о музыке с контрастными частями

Умеет ли различать жанры

Различает 2ух частную форму муз.произведения

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Отображает свое отношение к музыке в рисунке

Способен придумывать сюжет к муз.произведению

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

Эмоционально исполняет песни

Имеет любимые песни

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах усложненного ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Придумывает движения для обыгрывания песен, хороводов

Активность в играх

Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах

       

 

9 .Для реализации программы в ДОУ имеется   материально – техническая база

ПЕРЕЧЕНЬ средств:

Технические

мультимедиапроекторный  экран

-музыкальный центр

-фортепиано

Учебно-наглядные пособия

-Плакаты «Музыкальные инструменты»

-портреты композиторов

-наборы наглядно-демонстрационного материала

-фотоматериалы, иллюстрации

-музыкально-дидактические игры и пособия

Оборудование для организованной образовательной деятельности

– музыкальные инструменты для детей (металлофоны, ксилофоны, бубны, дудочки и т.д.)

-музыкальные игрушки;

-атрибуты для игр, танцев, инсценировок;

– костюмы сценические детские и взрослые;

-маски, ростовые костюмы;

Библиотека  музыкального руководителя

программы по  музыкальному воспитанию;

-методическая литература (картотека);

– периодическая печать (картотека);

-сборники нот (картотека);

-фонотека (картотека);

-наличие консультативного материала для родителей;

-наличие консультативного материала для воспитателей;

 

10.Литература

– Программа «Радуга» Т.Н.Доронова Т.И. Гризик

-«Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой «Линка-пресс»2000г

-«Ритмическая мозаика» А.Н.Бурениной  «Композитор»2000г

-«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой  «Владос» 1997г

-«Синтез» К.В.Тарасовой М.1999г

-«Путешествие в мир прекрасного» О.А.Куревина «Баласс» 2001г

-«Ладушки» И. М. Каплунова «Праздник каждый день» «Композитор» 2010г

Технологии:

-«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина «Скрипторий» 2010г

-«Этот удивительный ритм» И.М. Каплунова «Композитор»2005г

Пособия:

–Журнал «Ребенок в детском саду»

-Журнал «Музыкальный руководитель»

-«Музыкальные игры « И.А. Бодраченко «АЙРИС-ПРЕСС»2009г

-«Мы играем, рисуем, поем» М.Ю.Картушина  «Скрипторий»2009г

-«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова «Музыкальнаяпалитра» 2004

-«МЫ играем, сочиняем» А.Н. Зимина «Ювента»2002г

-Музыкальные ступеньки» М.А.Трубникова М.1998г

«Воспитание звуком» Т.А.Рокитянская «Академия развития»2002г

-«Новый музыкальный букварь» О.Иванова «Феникс»2008г

-«Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Народные праздники в детском саду», «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина «Мозаика-синтез»2005-2010г.

– «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества» Князева,

– «Знакомство детей с русским народным творчеством» Бударина Т.А., Корепанова О.Н.,

-«Народные праздники,..»М.А.Михайлова

Маркеева О.В. «Детство – пресс» 2010г. Мониторинг в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011

-«Наши талантливые малыши» Е.П.Букарина

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *