Рабочая программа по профориентации

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

Паспорт программы  
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  
Пояснительная записка  
1.2. Цели и задачи программы  
1.3. Принципы и подходы реализации программы  
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста  
1.5. Планируемые результаты освоения Программы  
1.6. Региональный компонент  
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
2.1. Описание образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников  
2.2. Описание форм, методов, приемов организации образовательного процесса по ознакомлению с профессиями взрослых  
2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников  
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка  
3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий  
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы  
3.4. Планирование образовательной деятельности  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы Рабочая программа ДОУ  по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Ребенок в мире профессии»
Уровень\ направленность Дошкольное образование
Возраст воспитанников От 3 до 7 лет
Нормативно-правовая основа Программы − Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

 – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г№ 30384);

 – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.

 – СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28

 – Основная образовательная программа ДОУ

 – Лицензия

 – Устав ДОУ

Аннотация содержания  Рабочая программа ДОУ  по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Ребенок в мире профессии» (далее по тексту Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. В программе содержится материал для организации образовательной работы в группах МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе в форме индивидуальной и подгрупповой работы.
Разработчики Заведующий М.А. Белеванцева

Творческая группа

Боброва Е.С. – ст. воспитатель,

Григорьева С.В. – воспитатель

Срок реализации Бессрочная

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

 

Актуальность Программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный организованный процесс.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

  • способности и склонности самого ребенка;
  • привычка к разным видам труда;
  • позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
  • интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Программа знакомит детей дошкольного возраста с профессиями и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Программа, согласно ФГОС ДО, направлена:

– в области «Социально-коммуникативное развитие»: «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;

– в области «Познавательное развитие»: «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;

– в области «Речевое развитие»: «на владение речью как средством общения и культуры»;

– в области «Художественно-эстетическое развитие»: «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;

– в области «Физическое развитие»: «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

Программа рассчитана на дошкольников с 3 до 7 лет.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г№ 30384);
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28;
  • Основной образовательной программой ДОУ;
  • Лицензия;
  • Устав ДОУ.

Ранняя профориентация призвана:

– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного образования, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

  • способности и склонности самого ребенка;
  • привычка к разным видам труда;
  • позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
  • интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:

 

Социальная компетенция Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.
Коммуникативная компетенция Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.
Информационная компетенция Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов.
Компетентность здоровьесбережения Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.
Когнитивная компетенция Формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
Эмоциональная компетенция Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, – это осознание чувств и эмоций других людей, – это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

 

Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в рамках раннего самоопределения и в процессе профориентации способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать род занятий;
  • обладает установкой положительного отношения к различным видам труда;
  • обладает начальными знаниями о себе, социальном мире;
  • ребенок способен к принятию собственных решений.

Система представлений о профессии, интерес и опыт деятельности способствует осознанному выбору профессии в будущем. Поэтому стратегическими характеристиками профессионального самоопределения при реализации Программы должны стать:

  • деятельностный характер: включение в разные виды деятельности (в т.ч. исследовательскую, проектную, игровую, доступную трудовую, творческую). Расширение первоначального опыта, важного для осуществления любой трудовой деятельности;
  • обеспечение развивающей предметно-пространственной среды;
  • информационная составляющая: ценность труда, значимость рабочих профессий;
  • ограничения: отсутствие навязывания профессии и жестких рамок в выборе профессии, развитие общих способностей и расширение кругозора детей;
  • активное участие родителей и приоритет профориентации в семье;
  • участие социальных партнеров: ориентация на раннюю профориентацию в интересах развития поселка и региона;
  • профессиональное развитие педагогов, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога;
  • использование современных образовательных технологий.

Все исследования говорят о том, что профессиональное самоопределение начинается с дошкольного возраста посредством игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, как ведущих в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Разработка модели организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста с целью развития ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.

Задачи программы:

  1. Изучение проблемно-ориентированного анализа деятельности дошкольных образовательных организаций по сопровождению ранней профориентации детей дошкольного возраста.
  2. Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения по ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.
  3. Создание системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях малого города.
  4. Мониторинг реализации программы и оценка её эффективности.

1.3. Принципы и подходы реализации программы

Принципы реализации программы:

  • Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают
  • возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
  • Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
  • Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 
  • Принцип доступности, достоверности и научности знаний. 
  • Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 
  • Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  • Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
  • Принцип интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
  • Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. 
  • Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Формирование Программы основано на следующих подходах:

  1. Личностно-ориентированный подход:

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

– целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

– развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

  1. Системно-деятельный подход:

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают открытия, узнают новое путём решения проблемных задач;

– креативность – выращивание у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

– овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Механизмы реализации Программы предусматривают создание организационных, методических, информационных, материально-технических, кадровых, мотивационных и финансовых условий.

Механизм реализации Программы включает:

– развитие новых функциональных связей между организациями, социальными партнерами;

– разработку и внедрение эффективных методик и технологий ранней профориентационной работы с воспитанниками в условиях дошкольного образовательного учреждения;

– привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в Учреждении через такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, промышленный туризм;

– активные методы обучения дошкольников посредством современных образовательных технологий;

– разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.

Исполнители разрабатывают ежегодный план работы по раннему профориентационному направлению с определением конкретных сроков, организуют, координируют и проводят мероприятия, подводят итоги проделанной работы.

1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными».

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые».

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста задачи по профориентации воспитанников.

Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

– формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

– учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

– обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

– развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

– формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

– формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

– формировать первичные представления о мотивах труда людей;

– формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

– учить сравнивать профессии;

– учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

– знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

– расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

– расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

– формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

– формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

– систематизировать знания о труде людей в разное время года;

– знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

– расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

– расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

– расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

– расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

– формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

– ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

– называет профессии разных сфер экономики;

– различает профессии по существенным признакам;

– называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

– выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

– объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

– объясняет роль труда в благополучии человека;

– имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

– моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

– участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

– эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

– демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Диагностика детского развития и освоения программы осуществляется воспитателем.

1.6. Региональный компонент

В Программе учитываются этнокультурные, национальные, региональные особенности.

Содержание национально-регионального компонента в структуре Программы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к малой родине, к своему городу, воспринимая всю полноту ближайшего окружения. Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через формирование любви к своему поселку, краю, чувства гордости за него при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников обогащено ознакомлением с профессиями родителей, работающих в различных организациях поселка. Содержание игровой деятельности обогащено отражением спецификой профессиональной деятельности взрослых, занятиях на производстве, а также современными профессиями.

 

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Описание образовательной деятельности по ранней профориентации дошкольников

Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях является Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению:

– ознакомление детей с трудом взрослых;

– непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление детей с трудом взрослых.

На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Учитывая особенности восприятия детьми явлений окружающего мира, в методических разработках для педагогов дошкольных образовательных учреждений прослеживается следующая логика: сначала детей знакомят профессиями работников детского сада, затем с профессиональной деятельностью людей в ближайших учреждениях предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям. В процесс ознакомления детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых могу быть введены игры, отражающие современные социально экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

В современных исследованиях при ознакомлении дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых предлагается идея разделения профессий по системам: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек-художественный образ».

К системе «человек – техника» относятся профессии, связанные с производством (инженер, инженер-конструктор, инженер-испытатель, металлург, машиностроитель), связанные с трудом водителя различных видов транспорта – легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (машинист, тракторист, комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные – зенитчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также раз­личные рабочие профессии – грузчик, механик, шахтер, полировщик. токарь, полиграфист и др.

Наиболее популярны у детей дошкольного возраста профессии системы «человек-человек»: врач, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, полицейский, дизайнер и др.

Знакомы детям профессии системы «человек – природа»: агроном, фермер, хлебороб, животновод, пчеловод, рыбак, садовник, дрессировщик.

Современные дети дошкольного возраста могут проявлять интерес к профессиям в системе «человек – знак», таким как робототехник, экономист.

В системе «человек – художественный образ» дети выделяют профессии: архитектор, художник, скульптор, гравер, артист цирка, балерина, музыкант.

Непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.

Участие детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.

2.2. Описание форм, методов, приемов организации образовательного процесса по ознакомлению с профессиями взрослых

Программа по ранней профориентации дошкольников реализуется в рамках Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск в процессе:

– непосредственно образовательной деятельности;

– в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

– в процессе самостоятельной деятельности детей;

– в процессе совместной деятельности с семьей.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования и регламентом НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, развитие кругозора), «Речевое развитие» (развитие речи), «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей или интегрируется с другими областями.

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.

В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В регламенте непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах  это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности.

Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. В регламенте непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности (Составление описательных рассказов о профессиях).

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (огород, цветник), ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. Данный вид деятельности осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня).

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах Учреждения оборудованы уголки для проведения экспериментов, центры познания с материалами по профориентации.

Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей интереса к эстетике окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию «Что мы видели на стройке?», «Как пекут хлеб», «Путешествие письма», «Доктор для четвероногих друзей»).

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение музыкальных произведений, композиторов.

Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса к чтению (восприятия) книг. При этом решаются следующие зада­чи: создание целостной картины мира, формирование литературной речи, приоб­щение к словесному искусству, в том числе развитие художественного воспри­ятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. Дошкольники знакомятся с писателями, их творчеством, а также с произведениями поэтов, заучивают их стихи.

 

Модель организации совместной деятельности с детьми

в образовательном процессе

 

Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Целевой этап Чтение стихотворений, пословиц, потешек о труде взрослых.

Отгадывание загадок об атрибутах к профессиям людей.

Решение проблемных ситуаций.

Постановка целей.

Нахождение путей решения.

Читает стихотворение, задаёт вопросы.

Предлагает проблемные ситуации.

Помогает поставить цели.

Направляет деятельность детей.

Слушают, отвечают на вопросы. Сосредотачивают внимание.

Решают проблемы.

Ставят цели.

Находят решения.

Дети настроены на работу.
Организационный

 

 

 

 

 

 

Закрепление норм и правил поведения.

Демонстрация игрового оборудования и атрибутов к разным профессиям.

Объяснение правил игры.

Выполнение заданий.

Игровая деятельность в игровых зонах (Магазин, Ателье, Парикмахерская, Школа, Детский сад и др.).

Вовлекает в совместную деятельность, объясняет.

Создаёт проблемную ситуацию;

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Самостоятельно выбирают себе партнёров, договариваются друг с другом, помогают друг другу. Определены участники.
Содержательный Практическая продуктивная деятельность по достижению целей. Направляет, стимулирует интерес.

Интересуется ходом игры.

Согласовывает с детьми действия, последовательность. Поддерживает познавательный интерес детей.

Сосредотачивают внимание.

Выполняют правила в соответствии с содержанием деятельности. Демонстрируют познавательную активность.

Решают проблемную ситуацию. Осуществляют взаимоконтроль. Осваивают последовательность действий.

Проявляют заботу друг о друге.

Участие детей в практической деятельности в соответствии с правилами.

Установление сотрудничества друг с другом.

Рефлексия Обсуждение совместной деятельности. Задаёт вопросы, поощряет детей к высказыванию. Делятся впечатлениями, выражают эмоции, отвечают на вопросы. Положительное эмоциональное состояние.

Познавательный интерес и перспективы детей

 

Основной принцип построения образовательного процесса – комплексно-тематический с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Организационной основой реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск в соответствии с комплексно-тематическим планиро­ванием является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.), который используются при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых.

Планирование образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых

Образовательные ситуации группируются с учетом тем недели, профессиональных праздников, времени го­да и сезонного труда взрослых. В комплексно-тематический план могут быть введены разнообразные педагогические меро­приятия с детьми дошкольного возраста, отражающие новые социально-экономические отношения и новые профессии, свя­занные с элементами рыночной экономики.

 

Включение образовательного материала о профессиях взрослых

в календарь тематических недель

 

Месяц Неделя Тема Ознакомление с профессией взрослых
Сентябрь 1 «До свидания, лето»,

«Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

Заведующий, воспитатель, музыкальный работник, повар, медицинский работник ДОУ, помощник воспитателя, учитель
2 «Мой дом»

(тема определяется в соответствии с возрастом детей)

«Мой город»

«Моя страна»

«Моя планета»

Профессии, представлен­ные в семьях воспитанни­ков
3 «Урожай» Овощевод, растениевод, тракторист,

комбайнер

4 «Краски осени» Фермер, художник
Октябрь 1 «Животный мир» (+птицы, насекомые) Зоотехник, ветеринар, дрессировщик,

работник зоопарка, егерь

2 «Я – человек» Дизайнер прически, модельер,

косметолог

3 «Народная культура и традиции» Формовщик, литейщик, чеканщик.

ювелир

4 «Наш быт» Дизайнер интерьера, повар, швея
Ноябрь 1 «Дружба», «День народного единства» (тема оп­ределяется в соответствии с возрас­том детей) Менеджер по туризму, экскурсовод
2 «Транспорт» Водитель, машинист, летчик, автомеханик
3 «Здоровей-ка» Врач, медицинская сестра, санитар
4 «Кто как готовится к зиме» Садовод, лесник, зоотехник
Декабрь 1 «Здравствуй, зимушка-зима!» Скульптор, дизайнер ландшафта
2 «Город мастеров» Инженер-конструктор, робототехник,

автомеханик, архитектор, экономист, пекарь, оператор почты

3 «Новогодний

калейдоскоп»

Артист театра, артист цирка
4 «Новогодний

калейдоскоп»

Артист эстрады
Январь 1 Рождественские

каникулы

Аниматор
2
3 «В гостях у сказки» Артист кино
4 «Этикет» Работники детского кафе: администратор, кондитер, повар, официант, анима­тор
Февраль 1 «Моя семья» Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников
2 «Азбука

безопасности»

Работник ГАИ, полицейский, пожарный
3 «Наши защитники» Военный: моряк, пехоти­нец, летчик, радист
4 «Маленькие исследователи» Научный работник, химик, физик,

инженер-конструктор, биолог,

инженер-испытатель

Март 1 «Женский день» Профессии матерей и бабушек воспитанников
2 «Миром правит доброта» Социальный работник
3 «Быть здоровыми хотим» Спортсмен, тренер
4 «Весна шагает по планете» Дизайнер ландшафта, дворник
Апрель 1 «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) Клоун, дрессировщик, гимнаст, гримёр,

художник по костюму, декоратор

2 «Встречаем птиц» Ветеринар
3 Космос», «Приве­дем в порядок пла­нету» Космический архитектор, космонавт
4 «Волшебница вода» Биолог
Май 1 «Праздник весны и труда» Фестиваль профессий. Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников
2 «День победы» Военный
3 «Мир природы» Агроном, фермер, лесовод, садовод,

полевод, пчеловод, животновод

4 «До свидания, дет­ский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы ка­кие стали большие» (тема определяется в соответствии с воз­растом детей) Воспитатель, учитель

 

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональный компонент. Поэтому в Календарь включено ознакомление с профессиями родного поселка, края посредством реализации Плана сотрудничества с районным музеем, национального этнического центра «Хетье»   в рамках обеспечения интегрированного подхода к воспитанию детей и национально-регионального компонента в образовании.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

– приближение детей к труду взрослых;

– приближение работы взрослых к детям;

– совместная деятельность детей и взрослых..

Приближение детей к труду взрослых.

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям.

К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии:

– в медицинский кабинет;

– в прачечную;

– в библиотеку;

– в школу;

– в магазин;

– в аптеку;

– в парикмахерскую;

– в ателье;

– на почту;

– в пожарную часть;

– на приусадебный участок;

– на работу к родителям.

На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие.

Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого, педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

– игры с предметами;

– настольно-печатные игры;

– словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например, «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.    Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

– воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

– принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

– правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

– передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

– самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

– договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

– строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

– исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

– самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга;

– находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

– вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

– вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

– расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

 

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей  

 

Самостоятельная деятельность детей

 

 

Образовательная деятельность

в семье

непосредственно образовательная деятельность образовательная деятельность в режимных моментах
Занятия.

Экскурсии по ДОУ.

Виртуальные экскурсии.

Наблюдения.

Чтение художественной литературы.

Беседы.

Просмотр видеофильмов.

Дидактические игры.

Проблемные ситуации.

Поисково-творческие задания.

Дидактический синквейн.

Объяснение.

Упражнения.

Рассматривание иллюстраций.

Тренинги.

Викторины.

КВН.

Моделирование.

Встреча с интересным человеком.

Индивидуальная работа.

Обучение.

Объяснение.

Напоминание.

Личный пример.

Похвала.

Наблюдение.

Упражнения.

Образовательно-игровые ситуации.

Тренинги.

Игры – подвижные, дидактические, творческие.

Рассматривание иллюстраций.

Трудовая деятельность.

Театрализованные постановки.

Праздники и развлечения.

Спортивные праздники.

Дни здоровья.

Конкурсы.

Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные,

подвижные, хороводные.

Самообслуживание.

Дежурство.

Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций.

Совместная со сверстниками продуктивная деятельность.

Экспериментирование.

Наблюдение.

Экскурсии, путешествия.

Наблюдения.

Чтение.

Личный пример.

Беседа.

Объяснение.

Совместные проекты.

Конкурсы.

Праздники и развлечения.

Встреча с интересным человеком.

Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:

– проявлению трудовых навыков,

– проявлению заботливого отношения к природе.

Трудовые поручения.

Самостоятельное планирование трудовой деятельности.

Показ.

Объяснение.

Обучение.

Наблюдение.

Напоминание.

Самообслуживание.

Обучение.

Напоминание.

Беседы.

Разыгрывание игровых ситуаций.

Упражнение.

Объяснение.

Наблюдение.

Поручения.

Совместный труд.

Чтение и рассматривание иллюстраций о труде взрослых.

Тематические праздники и развлечения.

Просмотр видео-, диафильмов.

Продуктивная деятельность.

Экскурсии по ДОУ, на предприятия, в организации.

Квест-игра

Игры – сюжетно-ролевые, дидактические.

Совместный труд детей.

Дежурство.

Рассматривание иллюстраций.

Продуктивная деятельность.

Беседы.

Личный пример.

Показ.

Напоминание.

Объяснение.

Совместный труд детей и взрослых.

Рассказ.

Просмотр видео-, диафильмов.

         

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность об­щественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаи­моотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведе­ние в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Одним из компонентов в структуре образовательного процесса Учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.

Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, закрепляющие основу взаимо­действия (основные международные документы, нормативные документы феде­рального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образо­вательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия Учреждения и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).

В статье 44 Закона № 273-ФЗ сказано, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

ФГОС ДО одной из задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно Стандарту одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Без такого сотрудничества в конечном итоге невозможно обеспечить полноценное и счастливое проживание ребенком периода дошкольного детства. А это – самая главная цель и родителей, и педагогов. При всех имеющихся различиях между педагогами и родителями эта общая цель объединяет их. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.

            Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых, есть свое представление  о работе, которое они, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей. 

Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего детства, делятся переживаниями.

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности.

В образовательной практике МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск также используются традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ранней профориентации:

  • Групповые собрания родителей
  • Семинар-практикум
  • Тематические консультации
  • Беседы с родителями.
  • «Дни открытых дверей».
  • Дни добрых дел.
  • Семейные проекты(Например, семейные проекты «Наша трудовая династия», «Один день на работе у мамы (папы)»).
  • Совместные праздники(«День именинника», «День матери», «Праздник пап» и др.).
  • Мастер-классы(для родителей, совместные с детьми и родителями) направлены на развитие ручной умелости у дошкольников.
  • «Встреча с интересным человеком».
  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки поделок «Овощная фантазия», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»; выставки рисунков «Все профессии важны!», «Мой папа – профессионал!».
  • Конкурсы семейных поделок(конкурс кормушек, игрушек из природного и бросового материала «Игрушечных дел мастера» и др.).
  • Газета как форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Достаточно востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в Учреждении, оказания практической помощи семье:

– уголок для родителей (содержит материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в Учреждении и семье, стендовые консультации, памятки, буклеты);

– разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);

– информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т. д.);

– родительская газета (в ней родители могут рассказать об интересных случаях из жизни семьи, поделиться опытом воспитания, узнать о событиях группы, получить необходимый материал для организации образования дома и др.);

– папки-передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.

Современной формой взаимодействия с семьей является работа сайта Учреждения. Разнообразные рубрики сайта позволяют знакомить родителей с нормативно-правовыми документами МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск, локальными актами, особенностями осуществления образовательного процесса в Учреждении, с достижениями и наградами педагогов и воспитанников, ознакомиться с содержанием стендовые консультаций, буклетов, памяток.

Ежегодно составляется план по взаимодействию с семьей при организации профориентации дошкольников.

 

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

В соответствии с Программой базируются на созданных следующих психолого -педагогических условиях, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
  • регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
  • организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
  • строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
  • помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
  • помогая организовать дискуссию;

 

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в Программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Это позволяет приобщить детей к праздничной культуре своего народа, обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует развитию желания принимать участие в праздниках, формированию творческих наклонностей каждого ребенка, чувства сопричастности к событиям, которые происходят в Учреждении, стране.

Традиционные события, праздники, мероприятия применительно

к ознакомлению с профессиями взрослых

Название Профессии Время проведения
«Здравствуй, детский сад», «День знаний» Профессии ДОУ, учитель сентябрь
«Праздник осени» Овощевод, растениевод,

тракторист, комбайнер

октябрь
«День матери» Профессии матерей и бабушек воспитанников ноябрь
«Новый год» Артист театра, артист эстрады декабрь
«День защитников Отечества» Военный: моряк, пехотинец, летчик, радист февраль
«Масленица» Артист эстрады Февраль – март
«Мамин день» Профессии матерей и бабушек воспитанников март
«День смеха» Клоун, дрессировщик, гимнаст, гримёр, художник по костюму, декоратор апрель
«День космонавтики» Космический архитектор, космонавт апрель
«Весенние праздники» Фестиваль профессий. Профессии, династии, представленные в семьях воспитанников апрель
«День Победы» Военный: моряк, пехотинец, летчик, радист май
«До свидания, детский сад!» Профессии ДОУ, учитель май

 

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Дошкольное учреждение, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:

─ осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организация участия родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использование в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновление содержания основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной,  правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.  

3.4. Планирование образовательной деятельности

            НОД в соответствии с программой проводятся 1 раз в неделю. Количество НОД в месяц – 4, в год – 64 (с сентября по май месяц).

            Формы организации образовательной деятельности в дошкольных группах: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.

 Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: 

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); 
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); 
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); 
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. 

Образовательная деятельность осуществляется с учетом:

– построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

– решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.     

В основе планирования образовательной деятельности лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *