ВОЛШЕБНАЯ ПОСУДА Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в группе компенсирующего вида

ВОЛШЕБНАЯ ПОСУДА

Цель: дифференциация звуков [с]-[ш] во фразовой речи.

Задачи:

Образовательные:

– уточнять и расширять словарный запас по теме «Посуда»;

– упражнять в составлении предложений с использованием предлогов (на, под, за);

– закреплять умение образовывать прилагательные от существительных, множественное число существительных, пользоваться антонимами.

Развивающие:

– развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, координацию речи с движениями и музыкой, мелкую моторику;

– учить дифференцировать звуки [с]-[ш] в предложениях.

Воспитательные:

– формировать умение преодолевать трудности;

– воспитывать внимательное, дружелюбное отношение в коллективе, эмоциональную отзывчивость.

Тип занятия: итоговое.

Форма занятия: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  двигательная.

Продолжительность: 20-25 мин.

Участники: дети группы компенсирующего вида, воспитатель

Возраст: от 4 до 6 лет.

Оборудование и материалы: стол, стулья, шкаф; посуда (стакан, миска, кастрюля, масленка, поднос, ложка чайная, чашка, кувшин, нож, ковш); разрезные картинки с изображением предметов посуды; клубок; магнитола.

Предварительная подготовка: беседы  и занятия по теме «Посуда», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Столовая»; чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», занятия по развитию речи «Звук [c] и звук [ш]», собирание разрезных картинок; игры на ориентировку в пространстве.

 

ХОД НОД

  1. Вводная часть

Дети проходят в зал, который представляет собой кухню бабушки Федоры. Садятся на стульчики, затем входит бабушка Федора (воспитатель)

Бабушка Федора. Здравствуйте! Я бабушка Федора. Давайте познакомимся. Кто в этой группе живет, вместе с солнышком встает?

Дети произносят и отхлопывают свои имена.

  1. Основная часть

Игра «Найди посуду» на ориентировку в пространстве (посуда разбросана)

Бабушка Федора. Ребята, я стара стала и рассеяна. Потеряла свою посуду. Поможете мне найти ее?

Дети. Да.

Дети находят посуду, приносят её Бабушке Федоре, садятся за стол.

Бабушка Федора. Какую посуду вы нашли?

Дети называют предметы.

Бабушка Федора. Ярослав, где ты нашёл чашку?

Ярослав. Я нашел чашку под столом.

Бабушка Федора. Иветта, где ты нашла стакан?

Иветта. Я нашла стакан за шкафом (и т.п.)

Игра «Выбери чайную (кухонную) посуду»

Бабушка Федора. Дети, расскажите, для чего предназначена посуда?

Дети отвечают.

Бабушка Федора. Найдите, пожалуйста, чайную посуду. Выберите кухонную посуду среди картинок, которые лежат у вас на столе.

Дети выбирают посуду и комментируют: «Чашка – это чайная посуда. Ковш – это кухонная посуда» и т.п.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Бабушка Федора. Давайте поиграем и вспомним из, чего может быть сделана посуда.

Бабушка Федора бросает клубок, дети ловят его, дают ответ.

– У тебя стакан из стекла?

(У меня стеклянный стакан.)

– У тебя кувшин из глины?

(У меня глиняный кувшин.)

– У тебя нож из пластмассы?

( У меня пластмассовый нож.)

И т.п.

Игра « Один – много»

Бабушка Федора произносит предложение с упоминанием предмета посуды в единственном числе. Бросает клубок ребёнку, и он произносит предложение, называя этот предмет посуды во множественном числе.

– У Алеши один стакан. (У Алеши много стаканов.)

– У Вики одна чашка. (У Вики много чашек.)

Дети садятся за стол.

Игра «Расставь посуду на свои места»

Бабушка Федора. Ребята, помогите навести порядок. Посуду, в названии которой есть звук [с], поставьте на поднос, посуду, в названии которой есть звук [ш], отнесите в шкаф.

Дети выполняют задания, комментируют: «Я поставлю стакан на поднос. Я поставлю ковш в шкаф.» и т.п.

Назовите, что лежит на подносе? Что вы поставили в шкаф?

Дети отвечают.

Физкультминутка «Изобрази посуду»

Выполняется под музыку.

Вот большой стеклянный чайник: Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик чайника.

И стеклянные здесь чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

И стеклянные здесь блюдца:

Только стукни – разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Потягиваются, руки вверху.

Голов на тонкой ножке.

Смыкают руки над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Наклоняются, руки вытягивают вперёд.

Он посуду нам принёс!

Игра «Разбитая посуда»

Бабушка Федора и дети садятся за стол, на нем «осколки» посуды – разрезанные картинки.

Бабушка Федора. Дети, у меня много разбитой посуды. Посмотрите, сколько осколков. Попробуйте их собрать.

Дети собирают из фрагментов целые картинки.

– Эля, что ты собрала?

Эля. Я собрала Чашку и миску.

Бабушка Федора. Арсений, а что у тебя получилось?

Арсений. Я собрал ложку и сахарницу.

И т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Дети сидят за столом

Бабушка Федора. Вот новая кастрюля. Как сказать наоборот?

Дети. Старая кастрюля.

Бабушка Федора. Грязная ложка. А наоборот?

Дети. Чистая ложка.

          Бабушка Федора. Полная чашка.

Дети. Пустая чашка.

Бабушка Федора. Тонкая сковорода.

Дети. Толстая сковорода.

И т.д.

  1. Заключительная часть

Бабушка Федора. Спасибо, ребята, вы все были внимательными, различали и  правильно произносили звуки [c] и [ш]. Вы очень помогли Бабушке Федоре! Без вас бы я не справилась! За помощь я хочу угостить вас шоколадом.

Федора  угощает детей шоколадом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *