1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
1.2. Воспитатель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующему и старшему воспитателю.
1.4. Рабочая неделя воспитателя составляет 36 часов.
1.5. В своей деятельности руководствуется:
– Конституцией РФ;
– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
– законодательными актами РФ;
– Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
– правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
– СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
– Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
– Уставом и локальными актами ДОУ;
– правилами внутреннего трудового распорядка; Коллективным договором;
– приказами и распоряжениями заведующего ДОУ;
– настоящей должностной инструкцией;
– Трудовым договором и Договором с родителями (законными представителями ребенка) и др.
1.6. Воспитатель должен знать:
– приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
– педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
– психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
– возрастную физиологию и гигиену;
– методы формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
– педагогическую этику;
– теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
– новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы экологии, экономики, социологии;
– трудовое законодательство;
– основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием;
– правилами внутреннего трудового ДОУ;
– правила по охране труда и пожарной безопасности;
– санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.
1.7. Воспитатель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.
2. Требования к квалификации
2.1. Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к сажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
2.2. Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации:
– мероприятий, направлений на укрепление здоровья воспитанников и их физическое;
– различных видов детской деятельности и общения воспитанников;
– образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
– взаимодействий с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками ДОУ;
– в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса;
– владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
– вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
– имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показателями динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым высшей квалификационной категории не ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
– имеют установленную первую квалификационную категорию;
– владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
– имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показателями динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
– вносят личные вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
3. Должностные обязанности
Воспитатель:
3.1. Осуществляет:
– деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и годовым планом ДОУ;
– тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях организации, на детских прогулочных площадках;
– наблюдение за поведением детей в период адаптации и создание благоприятных условий для легкой адаптации;
– изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей;
– создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, содействие росту их познавательной мотивации и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности;
– взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса, сотрудничества с детским садом социумом.
3.2. Планирует и организует:
– жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы;
– непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с общеобразовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте со специалистами ДОУ на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;
– оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
– выставки детских работ;
– досуг детей и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;
– участие детей в конкурсах разного уровня (для получения соответствующей квалификационной категории).
3.3. Обеспечивает:
– выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду;
– выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования;
– индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
– использование образовательных технологий деятельностного типа;
– уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательных областей и динамики формирования интегративных качеств, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту и московскому стандарту качества дошкольного образования или выше уровнем.
3.4. Владеет современными, инновационными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности.
3.5. Доводит:
– до каждого ребенка положенную ему норму питания во время кормления (завтрак, 2-й завтрак, обед и полдник);
– информацию до каждого родителя о продвижении ребенка в освоении программы через различные формы;
– информацию старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия,
– информацию о проблемах в развитии воспитанников специалистам медицинской и психологической службы детского сада.
3.6. Участвует:
– в проведении комплексных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, ведет пропаганду здорового образа жизни;
– в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;
– в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим);
– в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;
– в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях;
– в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;
– в мониторинговой процедуре:
- в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
- в конце года – в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
3.7. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми, их родителями и коллегами.
3.8. Приходит на смену за 10 минут до начала рабочего дня. Сдает смену лично второму воспитателю, детей передает по списку.
3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, в групповых помещениях и на участке для прогулок. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.
3.10. Координирует:
– работу помощника воспитателя в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдая санитарно-гигиенический режим и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.
3.11. Ведет:
– табель учета посещаемости детей,
– документацию воспитателя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.
3.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику в нерабочее время.
3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
3.14. Содействует:
– всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности;
– формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;
– развитию общения воспитанников; решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
3.15. Соблюдает:
– права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;
– правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
– трудовую дисциплину и Правила трудового распорядка, должностную инструкцию.
3.16. Обеспечивает:
– охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
– строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно-образовательной деятельности;
– выполнение требований заведующего, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
4. Права
4.1. Воспитатель имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами ДОУ.
4.2. Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:
– принимать участие в работе творческих групп,
– устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
– вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
– вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана ДОУ;
– свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной ДОУ;
– представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;
– знакомиться с проектами решений руководителя ДОУ, касающимися его деятельности;
– участвовать в работе органов самоуправления.
4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 5 лет).
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет персональную ответственность:
– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
– за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
– за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.
5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса РФ,
Контроль за исполнением инструкции воспитателем возлагается на старшего воспитателя.
С инструкцией
ознакомлен:
«___» ____________20____ г.
_____________/_______________________________________/
подпись расшифровка подписи