Конспект НОД по познавательному развитию «Мой родной поселок Охотск»

Возрастная группа: группа комбинированного вида.

Вид образовательной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации: групповая.

Цель: Расширение представлений детей о родном поселке.

Задачи
Образовательные:
– Закрепить и уточнить знания детей об истории возникновения поселка, о гербе родного поселка Охотск, о достопримечательностях поселка; 
– Активизировать в речи детей употребление прилагательных;
– Учить отвечать на вопросы полными предложениями;
– Закреплять умение детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение.
Развивающие:
– Развивать связную речь; 
– Развивать память, мышление, конструктивные способности, умение слушать.
Воспитательные:
– Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным поселком; 
– Воспитывать любовь к родному поселку.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; развитие речи; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методы обучения: практический; наглядный; словесный.

Приёмы: слушание музыкальных произведений, вопросы и ответы, чтение стихотворений, игра – путешествие, дидактическая игра «Собери герб», загадывание загадок, динамическая пауза, физкультминутка, релаксация, беседа, демонстрация книг, показ презентации, рассматривание, рассказы детей.

Предварительная работа.
Целевые прогулки по улицам поселка, в краеведческий музей и библиотеку.
Заучивание стихотворения.
Оформление альбомов «Прогулка по родному поселку», «Папы и мамы работают наши и наш поселок становится лучше и краше».
Беседа о символике поселка.
Отгадывание загадок о Родине.

Материалы: отборка литературы о родном поселке; фотографии родного поселка; альбомные листы, карандаши, мелки.

Оборудование: фонограмма: М. Бернес «С чего начинается Родина»; медиапроектор; презентация.

Ход НОД:

  1. Вводная часть: Дети входят в зал. Садятся полукругом перед экраном.
  2. Основная часть:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня с вами необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие, но в какое, мы должны догадаться с помощью подсказок:

(Звучит отрывок песни М. Бернеса “С чего начинается Родина”)

Воспитатель: Итак, о чем же поется в песне? Кто услышал? (о Родине)
Воспитатель: Кто знает, что такое Родина?

(Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть)

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

(З. Александрова)

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзки у дороги,

По который мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)

Воспитатель: Как называется наша Родина? (Россия)

Воспитатель: Ребята вы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».

– Как вы понимаете, что такое «Моя малая Родина»?

(высказывания детей и чтение стихотворения наизусть)

Охотское море, суровое море
В том крае, где солнца восход
Где волны бушуют на водном просторе
В величье своем предстает! (слайд 1, 2)

Воспитатель: Правильно. Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

Воспитатель: Дети, вы догадались, куда мы отправимся с вами в путешествие? (В путешествие по нашему поселку) (слайд 3)

– Как называется наш поселок? (Охотск)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Отправляемся в путь:

Физкультминутка

По посёлку мы идем (маршируют),

Звонко песенку поем (покачивание головой вправо-влево).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Повернулась голова (в любую сторону),

Взмах руками – три, четыре.

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

Воспитатель: Первая остановка «Историческая».  (слайд 4)

(Рассказ и показ слайдов воспитателя об истории возникновения поселка)

Маленький поселок Охотск на протяжении двух веков, до появления Владивостока, был главными воротами России в Тихий океан. Историк Алексей Волынец – о судьбе первого русского порта на Дальнем Востоке

Впервые русские люди на берегу Охотского моря появились летом 1639 года. После трудного, занявшего много месяцев пути с берегов реки Лены три десятка казаков под началом атамана Ивана Москвитина вышли, как тогда говорили, “на большое мере окиян, по тынгускому языку на Ламу”.

Особое впечатление произвел на русских людей впервые увиденный ими здесь нерест тихоокеанского лосося. “А рыба большая, в Сибири такой нет, …столько ее множество, только невод запустить и с рыбою никак не выволочь”.

В то время на берегах моря, которое вскоре назовут Охотским, жили немногочисленные племена эвенов, о которых один из казаков Москвитина позднее так рассказывал начальству для доклада в страшно далекую Москву: “А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорами…” 

Роды эвенков жили еще в каменном веке, русские первопроходцы называли их “тунгусами-ламутами”, то есть “приморскими тунгусами”, от эвенкского слова “ламу” — “море”. Поэтому первое русское название соленых вод, раскинувшихся между берегами современного Хабаровского края, Магаданской области и Камчаткой, звучало как “Ламское море”. (слайд 5)

Уже осенью 1639 года казаки Москвитина, двигаясь вдоль берега Ламского моря, достигли устья большой, по местным меркам реки, которую, не мудрствуя, назвали просто “Охота”. По одной версии, название происходит от эвенского “охат” (река), по другой — от эвенского “ахоть”, что значит “большая”. Так “ламутское” название Ахоть охат (Большая река), превратилось в русскую Охоту…

Казаки атамана Москвитина отметили, что река Охота “собольна”, то есть ее берега полны пушным зверем — главной целью русских первопроходцев, двигавшихся на Восток “встречь солнцу”.

Воспитатель: У каждой страны, области, района и поселка есть свои отличительные знаки – государственные символы. Есть они и у поселка Охотск.

– Ребята, какие символы вы знаете? (Герб, флаг).

– Где мы можем поподробнее узнать и рассмотреть символы нашего поселка? ( В краеведческом музее).

– Это будет наша следующая остановка «Краеведческая».

Дидактическая игра «Собери герб».

Дети подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки с изображением герба и предлагает детям их собрать.

Воспитатель: Посмотрите, какой герб у нас получился. (слайд 6)

Воспитатель: Долгое время Охотск был главным портом Тихоокеанского побережья и являлся одним из самых восточных городов России. Вся композиция герба подчёркивает уникальную историю Охотского края:
– изображение якорей и Императорского штандарта показывает особую важность охотской земли как отправного пункта многих морских Тихоокеанских экспедиций на протяжении нескольких столетий;
– волны подчёркивают расположение района в прибрежной территории и символизируют важность морских ресурсов в жизни местного населения;
– солнце аллегорически указывает на лучшие качества жители района, которые одними из первых в нашей стране встречают рассвет – трудолюбие, радушие, оптимизм; в геральдике солнце – символ света, тепла и жизни.
Золото в геральдике символизирует богатство, стабильность, уважение, интеллект. Серебро – символ чистоты, совершенства, искренности, мира и взаимопонимания. Лазоревый (синий, голубой) цвет – символ чести, благородства, возвышенных устремлений, а также водных просторов и чистого неба. Червлёный (красный) цвет – символ мужества, силы, труда, красоты. Чёрный цвет – символ мудрости, вечности, свободы.

Воспитатель: Дети, давайте продолжим наш путь. Следующая остановка «Строительная».

В поселке Охотск живет много людей –  человек.

– Чем же они занимаются?

– Кем работают ваши родители? (ответы детей) .

Воспитатель: Жители Охотска работают на рыболоветских заводах (слайд 7,8) , в горногеологических компаниях, которые добывают золото и другие ценные породы камня (слайд 9,10), в лесной промышленности, где заняты заготовкой и переработкой древесины (слайд 11) и во многих других организациях.

Физкультминутка

Утром рано мы встаём (руки вверх, опустить через стороны)

Посёлок виден за окном (руками показывают козырёк)

Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка)

Нас на улицу зовет (ходьба на месте)

Мы живём, мы растем в нашем посёлке родном (подняться на носки, руки вверх)

Для кого-то небольшой (руками показать маленький предмет)

А для нас огромный (круговое движение руками)

Пусть растет, пусть цветет (пружинки)

Посёлок наш скромный (руки в стороны).

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь дальше. Остановка «Достопримечательности».

(Под музыку дети подходят к столу, на котором разложены большие конверты).

– Что может быть в этих конвертах?

– Давайте посмотрим, что же в них. Мне кажется, что это непростые конверты и в них прячутся какие-то чудеса нашего поселка.

(Дети распечатывают конверты и находят загадки)

– Я буду загадывать загадки, а кто догадается, о чём идёт речь поднимет руку и расскажет нам всё, что знает об этом здании или достопримечательности.

(Воспитатель загадывает загадки, ответы появляются на слайде)

Загадка

Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нём

Фортепиано контрабас

И певцов там полон класс.

(Школа искусств) (слайд 12)

Стоит дом,

кто в него войдёт,

тот знания приобретёт

(Школа) (слайд 13, 14)

Снаружи смотришь – дом, как дом.

Но, нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными

(Библиотека) (слайд 15, 16)

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в…

(Музей) (слайд 17)

Туда хожу я каждый день,

Так нужно, даже если лень.

Там всех уже пять лет я знаю

Я с ними ем и сплю, играю

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый

(Детский сад) (слайд 18, 19)

Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтоб не повторять ошибок

Возводят люди

(Памятники) (слайд 20, 21, 22, 23, 24, 25)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Отгадали все загадки.

Действительно наш поселок богат достопримечательностями. В поселке Охотск есть Дом культуры (слайд 26), в котором разместилась экспозиция музея (слайд 27) и Дом творчества детей и молодежи (слайд 28); есть библиотека (слайд 29), стадион «Металлург» (слайд 30),  детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа «Атлант» (слайд 31), памятники (слайд 32), рыболоветские заводы (слайд 33), действующая православная церковь (слайд 34).

Воспитатель: Ребята, наша последняя остановка называться «Мечтатели». (слайд 35)

– Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите.

– Начать можно словами: «Когда я вырасту…» (Ответы детей) .

– Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить когда вы вырастите, а сейчас, я предлагаю вам стать художниками, скульпторами, архитекторами.

Давайте сейчас нарисуем «Поселок будущего».

Физкультминутка для пальчиков «Семья».

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья!

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.

(Дети показывают друг другу, что они нарисовали)

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Познавательная экскурсия у нас получилась по нашему поселку. Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями, и нам пора возвращаться в детский сад.(Дети становятся в круг, закрывают глаза, звучит волшебная музыка, возвращаются в детский сад)

Воспитатель: Ребята, вам понравились путешествие по нашему посёлку? Что понравилось больше всего? Может, некоторые задания показались вам трудными? Сегодня, вы показали отличные знания о своём посёлке, думаю, вы вырастите достойными гражданами своей страны.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *