Консультация для родителей – Как правильно наказывать детей

шевельПроблема наказания детей – немаловажная в современном воспитании. Наказывать или нет?  Если да, то, как правильно это делать, чтобы не унизить  ребенка и сохранить его психическое здоровье

Уже в возрасте 8-9 месяцев , когда малыш с интересом осваивает предметный мир. Родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ними встает вопрос : как реагировать? С какого возраста можно наказывать, что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок не слушается.

Психолог Д.Добсон считает, что безграничная снисходительность родителей ,потакание детским прихотям  не только не  позволяют избегать конфликтов , но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное  неуважительное отношение к другим людям. Чтобы этого не случилось, можно выделить несколько основных принципов, опираясь на которые, родителям  следует решать для себя  вопрос о наказание детей.

1. Сначала нужно установить границы ,  затем требовать их соблюдения. Сами родители должны для себя определить. Чего  они хотят, а чего не хотят. Ребенок тоже должен знать, что приемлемо в его поведении . а что нет. Мама Димы удивляется, как ? Он игрушки у вас  в саду убирает, а дома ни в какую. Я сама за  него  убираю Хоть ругай, хоть наказывай, толку никакого- не убирает!  Воспитатель советует, а вы для начала уберите с ним  вместе, похвалите ребенка, может быть потом и наказывать не придется.

2.На  вызывающее поведение нужно отвечать уверено и решительно. Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, необходимо « принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3.Следует отличать детское своеволие от безответственности. Это значит , ч то ребенка нельзя  наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл просьбу взрослого или просто не понял его требования. Лучше слегка пожурить его и сказать, что по его вине у папы  неприятности на работе.

4. Когда  конфликт исчерпан, только тогда можно прибегнуть к утешениям и объяснениям

.Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует свою вину, растерянность, покинутость. Поэтому после истечения срока наказания следует восстановить с ним  мирные отношения .Лучше приласкать ребенка и обязательно объяснить .почему он наказан.

5. Нельзя требовать невозможного. Мама наказала Мишу за то, что он намочил постель. Мальчик недоумевает – он сделал это не нарочно, он не хотел. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребенка.

6.Любовь как руководство к действию. Даже наказывая ребенка, нельзя  забывать, что он любим и неповторим.

Злоупотреблять наказаниями не следует. К ним можно прибегнуть лишь в крайних случаях – когда ребенок сознательно проявляет свое непослушание.

Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Необходимо выяснить и проанализировать причину такого  поведения.

 

Рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок получает незаслуженное наказание, и  попытаемся понять, как их исправить.

1.  Дети не понимают, за что получают наказание, им не понятно, чего от них хотят взрослые. Ваня высыпал из зеленой коробочки пуговицы и играет с ними.Мама наказывает его и говорит, что нельзя этого делать. Но на следующий день мама застает Ваню за тем же занятием, но уже с другой коробочкой. Он выполнил просьбу мамы , он не трогал зеленую коробочку.

Просто у ребенка не развито абстрактное мышление и ему непонятен смысл запрета. В этом случае маме надо терпеливо объяснить, почему нельзя играть с пуговицами,  где бы они не лежали.

2. Родители наказывают ребенка под влиянием своего собственного внутреннего состояния- раздражение, усталости. Если вчера на неубранные игрушки мама не обратила внимания, то сегодня , придя с работы раздраженной, за это же самое Егор был наказан. Такое непоследовательное поведение взрослых только путает ребенка. Поэтому взрослым необходимо взять под контроль свое плохое настроение.

3. Порой причины наказуемого поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример: семья на грани развода. И ребенок делает все , чтобы родители обратили на него внимание. Он капризничает, грубит – пытаясь привлечь к себе внимание обеих родителей. Как поступить в таких случаях?

Родителям стоит обратится к психологу для выработки линии своего поведения. И

если развод неизбежен, постараться пережить его с минимальными потерями для

ребенка.

И наконец, правила наказания детей , которым должны следовать родители и педагоги

  1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо., что , даже будучи наказанным., он не останется без родительской любви,   его по – прежнему любят.
  2. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей.
  3. Ребенок должен быть информирован о том. За  какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание ребенка должны носить временный характер. Так, например: «Ты лишаешься возможности играть в компьютер на три дня».
  5. При наказании ребенка следует избегать  оскорблений
  6. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних поступках. Следует говорить с ним  только о том, за что он наказывается сейчас.
  7. Применяя наказание, нужно быть последовательным в предъявляемых ребенку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.

Педагог-психолог: Ждановских А.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *