Консультация для родителей «Особенности речевой активности детей в период адаптации»

РубанИзменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки к социальной адаптации воспитанников. В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки. Есть дети, которые уверенно вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком. Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. Есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.

Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неприятные для его развития изменения в поведении и психике. Доказано, что в первую неделю посещения детского сада проявления игровой и речевой активности снижается (в среднем, на 73 %).

Согласно исследованиям, в этот период происходит изменение содержания потребности в общении. Оно проходит в три этапа:

  • Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность получения от них ласки, внимания и сведения об окружающем.
  • Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.
  • Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и активных познавательных действий.

К концу периода адаптации дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, т.е. уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться общением ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя, по своей инициативе вступают в общение с взрослыми и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении – слово – словосочетание – предложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *