Раннее детство – «золотое время» для эмоциональной жизни ребенка.
Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее время признается очень важной. Ребенок – прежде всего существо чувствующее, а потом мыслящее.
В развитии эмоциональной жизни ребенка огромное значение имеет свобода выражения чувств. Застенчивость часто является итогом горького социального опыта, она всегда вносит напряжение в душу ребенка, задерживает естественное выражение чувств. Ребенку необходима свобода в телесном выражении чувства. Все, что стесняет, останавливает дитя в этом направлении, тяжело сказывается на его эмоциональной сфере.
Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша. У детей этого возраста формируется чувство мести. Задача взрослого – научить ребенка проявлять гнев в таких формах, которые были бы безопасны для него и для окружающих, научить понимать эту эмоцию, распознавать ее. Отождествление гнева и злобы, столь частое у взрослых, детям не присуще! Можно даже утверждать, что появление злобы у детей есть верные симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка.
Детская жестокость. Ребенок вовсе неравнодушен к чужим страданиям, если только он видит перед собой страдание. Нередко, «мучая» животное, дитя не жестоко, психология ребенка здесь более сложна. Фактор нечувствительности объясняется игрой: то, что эти маленькие существа пищат, оказывают сопротивление, барахтаются, только повышает удовольствие игры. Ребенок еще мало думает о внутреннем мире другого и может беззаботно и весело играть в дни болезней, горя. Он пока еще живет только для себя. Перед взрослым стоит сложная задача: не опекать ребенка чрезмерно от печальных эмоций, но и внутренний мир другого объяснить так, чтобы не создать непосильной нагрузки для детской психики.
Упрямство – это упорное отстаивание своей воли, нежелание склониться ни перед просьбой, ни перед наказанием. Это предварение сильного характера.
Чувство своей силы и чувство своей слабости – таковы две полярные формы самочувствия, развивающиеся очень рано. Одно связано с творческой активности, с пробами свободного проявления своей личности, а другое – с отказом от своей воли, приспособлением к другим и подчинение им.
Взрослые нередко говорят ребенку, желая вызвать известную чувствительность к чужому мнению: стыдись, как тебе не стыдно! Смысл психологической установки, определяемой как «стыд», заключается в мучительном и тягостном осознании того, что личность наша «недостойна», не стоит на должной высоте. Родителям важно узнать, что социальная форма стыда, односторонне развита в детской душе, очень замедляет развитие индивидуального стыда.
Ребенок не относится к миру пассивно, он ищет в нем смысл («А почему?», «А что это?» и т.д.). Это искание у ребенка больше связано с задачами эмоциональными, чем рассудочными. Познавательная сфера ребенка развивается из эмоционального мира.
![]() |