Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание

 

Содержание

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Характеристика программы
  4. Раздел I «Здоровье»:

– направление «Путь к себе»;

– направление «Мир моих чувств и ощущений»;

– направление «Солнце, воздух, и вода – наши лучшие друзья»;

– направление «Движение – основа жизни»;

-направление «Человек есть то, что он ест»;

– направление «Советы доктора Айболита»;

– направление «Здоровье – всему голова».

Раздел II «Социальное развитие»:

– задачи концентра «Я сам»;

– задачи концентра «Я и другие»;

– задачи концентра «Я и окружающий мир».

Раздел III «Физическое развитие и физическое воспитание»

Раздел IV «Познавательное развитие»:

– сенсорное воспитание;

– формирование мышления;

– формирование элементарных количественных (математических) представлений;

– ознакомление с окружающим («Познаю мир»);

– развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

– обучение грамоте.

Раздел V «Формирование деятельности»

– игровая деятельность;

– изобразительная деятельность и конструирование;

– трудовая деятельность

Раздел VI «Эстетическое развитие»:

– музыкальное воспитание и театрализованная деятельность;

– ознакомление с художественной литературой;

– эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

 

Введение

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания в новых социально-экономических условиях.

Исходными теоретическими положениями представленной программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии.

Ориентиром для коррекционного воспитания детей с нарушениями интеллекта явились результаты исследований А. В. Запорожца, которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, проявляющихся к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию амплификации детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.

В каждом психологическом возрасте главной является генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок – взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.

Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.

Однако у умственно отсталых детей в раннем дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

Исходя из этого, на начальном этапе весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми организуется взрослым. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации является пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса.

Следовательно, принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:

– формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;

– учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;

– деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно- педагогического воздействия;

– единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

– анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;

– развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;

– включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

– формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;

– реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

– стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;

– расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

– определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия.

 

Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»  отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике. При разработке программы учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство».

Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

  1. обеспечить права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
  2. защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
  3. сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
  4. обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
  5. обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;
  6. обеспечение материальной базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;
  7. разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.

Основными целями социального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

Принципы рабочей программы таковы:

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой  ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

– учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

В нашей группе компенсирующего вида решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

На основе выше указанных положений и с учетом образовательных потребностей в программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», « формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Содержание разделов программы изложено с учетом следующего алгоритма:

– дана краткая аннотация каждому разделу и подразделам программы, характеризующая значимость данного вида деятельности для развития ребенка и коррекции имеющихся отклонений;

– определены задачи по данному разделу;

– сформулированы задачи обучения и воспитания детей на каждый квартал учебного года;

– предложены темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по данному разделу.

РАЗДЕЛ I. Здоровье

В данном разделе программы рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяются задачи формирования представлений о здоровом образе жизни ребенка и членов его семьи, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обеспечение детей приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.

Работа в разделе включает два основных аспекта:

– создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и формирования у них культурно-гигиенических навыков;

– формирование у них потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие их представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

В данном разделе предусмотрены основные направления коррекционно-педагогической работы, названные «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Движение – основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Советы доктора Айболита», «Здоровье – всему голова».

Работа, проводимая в направлении, названном «Путь к себе», призвана закрепить у детей образ «Я». Дети учатся понимать и принимать свои физические, умственные возможности, сильные и слабые стороны личности.

В сознании закрепляются представления о значении культурно-гигиенических навыков в жизни человека; закладываются представления о целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма и о взаимоотношениях человека с окружающим миром.

Ребенок познает себя через общение с окружающими людьми, наблюдая за их повседневной жизнью и деятельностью. Создавая технологии, укрепляющие здоровье, нужно помнить, что общение взрослого с детьми создает основу для формирования у них эталонов позитивного отношения к своему здоровью.

В содержании работы в направлении «Мир моих чувств и ощущений» детей знакомят с основными средствами познания мира – зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями.

У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к органам чувств. С детьми проводятся упражнения по самомассажу, формируются навыки ухода за ушами и кожей.

Направление «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» призвано формировать представления детей о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети знакомятся с другими биоритмами – сезонными и суточными изменениями.

В дальнейшем Солнце, воздух и вода рассматриваются  как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле (рост и развитие живых организмов). Здесь же знакомят с правилами поведения на солнце, необходимостью ухода за органами зрения, с приемами правильного дыхания; а также со значением воды для жизни живых организмов.

Содержание работы в направлении «Движение – основа жизни» посвящено формированию у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека. Дети знакомятся со своими индивидуальными параметрами физического развития и роста. Они учатся измерять свой рост, оценивать свою силу, ловкость, скорость передвижения, выносливость при физических нагрузках. В процессе занятий дошкольники знакомятся с ролью подвижных игр в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости; овладевают комплексами упражнений для физкультминуток на занятиях, для утренней гимнастики, некоторыми приемами самомассажа, точечного массажа, су-джок-терапии.

Педагогическая работа, связанная с содержанием направления «Человек есть то, что он ест», посвящена формированию у детей представлений о полноценном, сбалансированном и здоровом питании. Дети знакомятся с полезными для здоровья человека продуктами и с их качественным выбором. Они постигают в общих чертах особенности процесса пищеварения, культуры питания и поведения за столом.

В направлении «Советы доктора Айболита» работа посвящена формированию у детей представлений о возможностях традиционного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма. Детей знакомят со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывают о случаях возникновения угрозы здоровью. У детей формируются представления о своих правильных действиях в проблемных жизненных ситуациях: вызов «Скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку, необходимость сделать укол или прививку, лечение зубов, прием лекарства и др. в рамках этого направления проводится работа по профилактике простудных заболеваний у детей.

Содержание работы в направлении «Здоровье – всему голова» предполагает закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека.

У детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, формируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого скопления людей.

Квартал Основное содержание работы
I Формировать у детей представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства.

Уточнять знания детей о строении тела человека, о функциональном назначении основных частей тела.

Воспитывать у детей потребности в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.

Формировать у детей представления о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека (воспитание навыков мытья рук, пользования носовым платком, опрятности в одежде, при приеме пищи, при выполнении практических работ с пластилином, глиной и красками).

Формировать у детей представления о значении свежих овощей и фруктов для здоровья зубов, хорошего пищеварения и самочувствия.

Воспитывать у детей правильные привычки для охраны зрения, соблюдения дыхательного режима.

Приучать детей к выполнению подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения.

II Знакомить детей с приемами правильного дыхания и со способами регуляции своего поведения через дыхательные упражнения.

Формировать у детей представления о том, что быть чистым – красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

Знакомить детей с приемами самомассажа для профилактики простудных заболеваний.

Учить детей выполнять самомассаж пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом и шариками су-джок.

Продолжать знакомить детей с основами рационального питания.

Формировать у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.

Формировать у детей представления о полезных и вредных привычках.

Закреплять представления детей о значении солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.

III Закреплять у детей позитивное отношение к выполнению полезных привычек.

Формировать у детей представление о роли солнечного света в жизни человека.

Знакомить детей со взаимосвязью между Солнцем и повышением температуры воздуха в весенний период года.

Обобщать представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности, расположения основных внутренних органов и их назначении.

Знакомить детей с расположением и основным назначением позвоночника человека.

Обучать детей правилам соблюдения правильной осанки и приемам расслабления позвоночника в позиции лежа и сидя.

Знакомить детей с элементарными дыхательными упражнениями.

Знакомить детей с приемами самомассажа для снятия напряжения, расслабления мышц и повышения умственной работоспособности

Продолжать знакомить детей с правильным выбором продуктов и со способами их обработки, полезными для здоровья.

Формировать у детей представления о безопасном поведении дома и на улице (осторожность в обращении с электроприборами, плитой, острыми и мелкими предметами; правила перехода через дорогу; осторожность к незнакомым животным и людям).

Формировать у детей представления о правилах первой помощи при занозах, царапинах, ранах.

Воспитывать у детей бережное отношение к органам слуха.

Воспитывать у детей потребность в заботливом и внимательном отношении к своему здоровью.

 

 

РАЗДЕЛ II. Социальное развитие

Содержание данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

– формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

– развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

– формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»)

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи концентра «Я сам»:

– откликаться и называть свое имя;

– откликаться на свою фамилию;

– узнавать себя в зеркале, фотографии;

– показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове – уши, волосы;

– самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т.п.).

Задачи концентра «Я и другие»:

– узнавать свою маму среди других людей (если нет мамы – взрослого ее заменяющего);

– формировать тактильно-эмоциональные способы привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться );

– наблюдать за действиями другого ребенка;

– эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;

– фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;

– указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «Я и окружающий мир»:

– проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;

– демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);

– выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;

– испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);

– эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.

Квартал Основное содержание работы
I Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, обогащать опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в повседневных жизненных ситуациях.

Учить детей фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме.

Закреплять у детей умение доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие сверстника, благодарить, тепло прощаться.

Учить детей осознавать и определять свои потребности и желания к совместной деятельности со сверстниками в речи («Я хочу/не хочу», «Хочешь поиграть в прятки?», «Давай играть вместе», «Давай построим гараж», «Давай играть: ты будешь возить кубики, а я – строить» и т.д.).

Формировать у детей умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия, привлекать педагога или родителя для разрешения возникающих разногласий.

Закреплять использование детьми специфических предметных действий в быту и на занятиях.

Формировать у детей положительное отношение к труду взрослых.

II Закреплять у детей умение называть себя и членов своей семьи по именам и фамилии в ситуации знакомства или представления.

Учить детей обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения.

Учить детей высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени отчеству.

Учить детей называть свой адрес.

Закреплять у детей умение определять свою половую принадлежность в речи («Я – мальчик»; «Я – девочка»).

Закреплять у детей умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль.

Учить детей взаимодействовать между собой в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой).

III Закреплять у детей умения называть себя по имени, называть свою фамилию, определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Закреплять у детей умения называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).

Учить детей называть время своего рождения (летом, зимой).

Создавать условия для формирования у детей элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности.

Формировать потребность иметь в группе друга (подругу).

Закреплять адекватные формы поведения и адекватные способы взаимодействия в повседневной деятельности.

Продолжать формировать уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам.

 

РАЗДЕЛ III. Физическое развитие и физическое воспитание

Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

При организации жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организации предметной  и социальной среды, всех видов детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников следует учитывать необходимость физического развития. В режиме дня должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Метание – один их первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Развитие руки стимулирует формирование основных двигательных функций организма, активизируя всю психическую деятельность ребенка.
  2. Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого.
  3. Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации.
  4. Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.
  5. Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, тренировку внутренних органов и систем детского организма.
  6. Ползание, лазание, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем.
  7. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. В ОРУ выделяют следующие группы движений:

– упражнения без предметов;

– упражнения с предметами;

– упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

0 упражнения для развития равновесия.

  1. Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе (усиливается работа сердца, легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья).

 

№ п/п Основное содержание работы
1. Метание Выполняется по показу и речевой инструкции. Дети учатся удерживать и бросать мячи, разные по весу, размеру, материалу (надувные, кожаные, пластмассовые, резиновые, матерчатые, с гладкой и шероховатой поверхностью и т. д.); бросать мяч о стенку и ловить его обеими руками; бросать мяч в горизонтальную цель;  ударять мячом о пол и ловить его; ловить мячи , разные по размеру: маленькие и большие – двумя руками; бросать в цель мешочки с песком; бросать кольца на стержень и сбивать шарами кегли.
2. Построения Выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу вдоль черты, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг большой и маленький.
3. Ходьба Выполняется самостоятельно и за воспитателем в сопровождении звуковых сигналов: друг за другом в обход зала, парами друг за другом, с флажками друг за другом и парами, с изменением положения рук , на носках, на пятках, с изменением направления, змейкой, с остановками по окончании звуковых сигналов.
4. Бег Выполняется самостоятельно и за воспитателем: друг за другом, с изменением направления, огибанием пяти-шести стульев и различных предметов, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, при чередовании с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
5. Прыжки Выполняются по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание на месте с поворотами при положении рук на поясе; подпрыгивание с продвижением вперед на одной ноге, на каждой ноге (расстояние 1,5 – 2 м); спрыгивание с приподнятого края доски (высота 10 – 15 см), с наклонной доски (высота 20 – 25 см), со скамейки, держась за руку воспитателя (высота 20 – 25 см); перепрыгивание с места через канат, гимнастическую палку, веревку, натянутую над полом (высота 5- 10 см); прыжки в длину с места через  «ручеек», начерченный на полу (ширина 25 – 30 см).
6. Ползание, лазание, перелазание Выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках с проползанием под натянутой веревкой (высота 30 – 35 см), на четвереньках по гимнастической скамейке; «обезьяний бег» (быстрое передвижение с опорой стопами и кистями о пол); лазание по наклонной лестнице (высота 1,5 – 2 м); лазанье по шведской стенке вверх вниз, переход приставными шагами на другой пролет; перелезание через скамейки, бревно, лестничную пирамиду, вышку; пролезание через рейки.
7.Общеразвивающие упражнения Выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции.
8. Подвижные игры Базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил: «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «День и ночь», «Гуси-гуси», «Лисы в курятнике», «Найди себе пару», «У медведя во бору» и др.

Дети знакомятся с элементами футбола, баскетбола, тенниса; начинают учиться кататься на велосипеде.

 

РАЗДЕЛ IV. Познавательное развитие

Данный раздел включает следующие подразделы: «Сенсорное воспитание», «Формирование мышления», «Формирование элементарных количественных (математических) представлений», «Ознакомление с окружающим («Познаю мир»)», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Обучение грамоте».

Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также на обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Квартал Основное содержание работы
I Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием.

Учить детей производить выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных.

Учить детей в процессе выбора заданной формы по образцу отвлекаться от других признаков (цвет, величина и т.п.).

Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу, заранее составленному взрослым за экраном; учить анализировать образец.

Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность выбора приемом практического примеривания; учить соотносить предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики».

Учить детей называть основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный.

Учить находить знакомые цвета в окружающем.

Учить в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор»).

Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (внизу, вверху, рядом, посередине).

Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины.

II Учить при сопоставлении предметов находить разницу в деталях.

Учить запоминанию изображений.

Учить самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Учить запоминать местонахождение спрятанных предметов.

Учить проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить предмет.

Учить складывать пирамиду из 6 – 7 колец по инструкции, используя для определения величины прикладывание колец друг к другу.

Учить складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей матрешки.

Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке.

Знакомить детей с понятиями «длинный – короткий».

Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый.

Учить находить знакомые цвета в окружающей обстановке.

Учить воспроизводить пространственные отношения справа – слева по подражанию и по образцу.

Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа – слева.

Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа – слева.

Знакомить с понятиями «далеко – близко».

III Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Учить дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура.

Продолжать учить складывать фигуры из частей; изображать собранные фигуры в рисунке.

Учить детей использовать различение форм в их деятельности: использовать форму в качестве сигнала при проведении дидактической игры «Гараж».

Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности.

Продолжить знакомство с определением величины на примере роста детей и взрослых, определяя высоту деревьев и других узких протяженных объектов.

Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше – меньше», «длиннее – короче».

Учить использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей.

Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов.

Закрепить использование знакомых цветов в изобразительной деятельности.

Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию.

Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (вверху, внизу).

Учить детей ориентироваться в помещении. Дети находят предметы, кратчайший путь до указанного места комнаты; преодолевают препятствия.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Квартал Основное содержание работы
I Познакомить детей с бытовыми шумами.

Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю»).

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (дверной звонок – телефонный звонок).

Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе.

II Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами.

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого и ребенка).

Формировать целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики: «Нарисуй, на чем я играю» и т.п.

Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни, когда я  скажу «Шарик» и т.д.

Учить дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом – кот, удочка – дудочка.

III Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам (пение птиц и шум ветра).

Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор.

Учить детей воспроизводить заданные ритмы и дифференцировать их между собой на слух.

 

Формирование мышления на начальном этапе формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений.

Специальные занятия проводит педагог-психолог один раз в неделю. Планирование занятий тесно связано с темами других подразделов.

В основе формирования элементарных (математических) количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение – один из важнейших мыслительных процессов – лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками. Количество – особый признак, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предмета. На протяжении дошкольного возраста дети должны понять, что количество – особый признак, независимый ни от каких других – ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения. Количество должно приобрести для детей свое, особое значение.

Этот подраздел программы имеет огромное значение как для формирования системы знаний ребенка, так и для развития познавательных процессов 0 восприятия и мышления.

Ознакомление с окружающим («Познаю мир») направлено на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Кроме того, в подраздел включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем чтобы дети начали осознавать значимость структурирования и темп собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения своей деятельности с природными явлениями.

Занятия проводятся один раз в неделю по следующим направлениям:

-ознакомление с явлениями социальной жизни;

– ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

– ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей происходит во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, а также на специальных занятиях по развитию речи. При этом происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, усваиваются последовательности событий.

На начальных этапах большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания, объятиям, поцелуям как формам эмоционального общения.

На занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь.

Обучение грамоте включает в себя развитие мелкой моторики рук и подготовку руки к письму, а также обучение элементарной грамоте. Последнее проводится в подготовительной группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики также входит в данный подраздел и проводится на специальных занятиях. Уже на начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук, формированию хватания, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности действий обеих рук. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи.

Занятия по подготовке детей к обучению детей грамоте ориентированы на формирование не только учебных навыков, но и умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности, в ходе которого у детей повышается самооценка и совершенствуется умение давать реальную оценку своей деятельности и результатам деятельности сверстников.

РАЗДЕЛ V. Формирование деятельности

В данном разделе рассматриваются следующие подразделы:

– формирование игровой деятельности;

– формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

– формирование элементов трудовой деятельности (культурно-гигиенические навыки, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд).

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действия и воспитания умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению сюжетно-ролевой игре, которая занимает в обучении умственно отсталых детей длительный период. Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослыми следует перейти к воспитанию у них умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно- ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Развитие продуктивных видов деятельности – это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.

Становление изобразительной деятельности и конструирования  начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направленны на формирование предпосылок: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствовании ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной и продуктивных видов деятельности и делает общественно значимыми для ребенка предметные действия, что требует нового уровня овладения самими предметными и орудийными действиями.

Трудовое воспитание ведется в двух направлениях:

– знакомство с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитание уважение к нему;

– формирование навыков самообслуживания, на занятиях по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Задачи обучения и воспитания

– формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

– обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

– формировать в игре представления детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом;

– учить детей в игре решать новые задачи:  использовать предмет- заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры;

– учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

– активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет новыми игровыми ситуациями;

– учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая  основы планирования собственной деятельности;

– закреплять умения детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

 

Квартал Основное содержание работы
I Закреплять умение детей играть в «Дочки-матери», расширяя сюжет, соединяя его с уже изученными сюжетами.

Знакомить детей с новыми сюжетными играми («Больница», «Моряки»).

Учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить из нее по окончании игры.

Учить детей играть в строительные игры, наполняя их новым содержанием.

Учить детей участвовать в драматизации знакомых сказок (Л. Толстой «Три медведя»).

II Учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей («Комната для кукол с мебелью», «Новоселье»).

Учить детей играть в коллективе с использованием крупного напольного конструктора, создавая игровое пространство («Дача», «Пароход», «Магазин»).

Закреплять умение входить в разные роли в одной и той же игре.

Учить детей бережно относиться к выполненным постройкам, созданным для игры, сохранять эти постройки в течении нескольких дней для продолжения игры.

Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми, знакомить их с новыми сюжетными играми («Летчики», «Новый год»).

Формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом («Парикмахерская»).

Учить решать новые задачи в игре: использовать предмет-заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер в процессе игры.

Учить детей играть в сюжетную игру «Зоопарк», передавая наиболее характерные повадки изображаемого животного (хитрая, красивая лиса; грузный, косолапый мишка; шустрый, трусливый заяц; гордый, голосистый петух и т.п.).

Учить детей драматизировать знакомые сказки («Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят»; В. Сутеев «Под грибом»).

III Учить детей входить в роль и выходить из нее, не выходить из роли до окончания игры («Больница», «Магазин игрушек», «Парикмахерская» и др.).

Знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в строительных играх («Строительство гаража на несколько машин», «постройка детского сада», «Наша спортивная площадка»).

Учить детей играть с использованием построек, созданных из стульев («Машина», «Автобус»).

Учить детей драматизировать знакомые сказки, используя различные театральные средства (С. Михалков «Три поросенка»).

Учить детей использовать в самостоятельных сюжетных играх элементы разученных драматизаций и знакомые сюжеты (Ш. Перро «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят» и др.).

 

РАЗДЕЛ VI.Эстетическое развитие

В данном разделе рассматриваются следующие виды детской деятельности:

– музыкальное воспитание и театрализованная деятельность;

– ознакомление с художественной литературой;

– эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Музыкальное воспитание имеет важное значение для разностороннего развития проблемного ребенка. В процессе музыкальных занятий у детей развиваются ориентировочные реакции на восприятие слуховых впечатлений, слуховое внимание и слуховое восприятие, голос, динамически ритмичные движения и ориентировка в схеме собственного тела и в пространстве.

На музыкальных занятиях у детей воспитывают положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяют музыкальные впечатления, переживания, средствами музыки воспитывают эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

  1. Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.
  2. Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым, воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников, учит пользоваться естественным голосом без форсировки.
  3. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе танцев совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируютс