Срок реализации программы : 1 год на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» Автор-составитель: Слободчикова Анастасия Александровна, педагог по музыкальному воспитанию
Рецензенты: М.А.Белеванцева, заведующий Е.С.Боброва, старший воспитатель
Содержание
- Пояснительная записка.
- Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического развития детей в разделе «Музыка».
- Перечень основных форм образовательной деятельности.
- Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка».
- Связь с другими образовательными областями.
- Прогнозируемый результат.
- План работы с воспитателями и родителями.
- Контроль за развитием музыкальных способностей детей.
- Материально-техническая база.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Концептуальные основы программы
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности.
Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативными документами:
В сфере образования федерального уровня:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
- Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.12г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». В соответствии с ч.11, ст.13 ФЗ от 29.12.2013 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Методическими рекомендациями Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 года, №03-248.
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.3049-13.
С документами локального уровня:
- Устав МКДОУ №5 «Звездочка».
- План работы МКДОУ №5 «Звездочка» на 2017 – 2018 учебный год.
- Основная общеобразовательная программа МКДОУ №5 «Звездочка»
Рабочая программа составлена с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по развитию движений, соответствует СанПин 2.4. 13049-13, включает региональный компонент и рассчитана на 1 год.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» (Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Издательство «Просвещение» 2010) и парциальной программы «Ладушки» (К.Каплунова).
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МКДОУ, возрастных особенностях детей. Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ. В ней сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
– формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
– формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
– обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;
-развитие внутренних психических процессов: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
-воспитание нравственно-патриотической личности, посредством понимания музыкальных произведений;
-развитие речи.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
– сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
– проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
2.Основные цели и задачи образовательной области «Музыка» реализуются в основных видах музыкальной деятельности.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи (общие):
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи (общие):
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи (общие):
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Задачи (общие):
– совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
– становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
– развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
– знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
– развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Основное назначение рабочей программы:
Предоставить детям систему увлекательных занятий, позволяющих усвоить программу по разделу «Музыка».
Способствовать:
– Формированию музыкальных знаний, умений, навыков;
– Накоплению впечатлений;
– Спонтанному выражению творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
– Импровизации;
– Формированию умения понять образовательную задачу.
В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры детей дошкольного. Программы состоит в системе специально организованных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей. На которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкальные занятия состоят из 3 частей.
- Вводная часть
Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально – ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах. Также в водную часть занятия входит распевка, которая в дальнейшем поможет чистому интонированию.
- Основная часть
Слушание
Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека.
Пение и подпевание
Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).
Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально- дидактических игр.
- Заключительная часть
Пляска, хоровод, игра.
Организация учебного процесса в МКДОУ регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий и циклограммой деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на год и предусматривает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПин -2.4.1.3049-13.
Объем учебной нагрузки составляет 30 недель.
Система занятий и количество учебных часов по музыке в ДОУ
Группа
|
Длительность занятия | Количество часов | ||
неделя | год | |||
Первая младшая |
10 минут |
2 |
72 |
|
Вторая младшая |
15 минут |
2 |
72 |
|
Средняя |
20 минут |
2 |
72 |
|
Старшая |
25 минут |
2 |
72 |
|
Подготовительная к школе |
30 минут |
2 |
72 |
|
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, а так же в течение дня.
3.Формы работы в образовательной деятельности «Музыка»
Непосредственная образовательная деятельность (индивидуальные, фронтальные, тематические), развлечения, утренники.
Раздел «Слушание»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные
Подгрупповые |
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
· Использование музыки:
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; – на музыкальных занятиях; – во время умывания – на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) – во время прогулки (в теплое время) – в сюжетно-ролевых играх – в компьютерных играх – перед дневным сном – при пробуждении – на праздниках и развлечениях |
· Занятия
· Праздники, развлечения · Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, – Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов – Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; – Рассматривание портретов композиторов |
· Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО
· Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» |
· Консультации для родителей
· Родительские собрания · Индивидуальные беседы · Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) · Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) · Открытые музыкальные занятия для родителей · Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) · Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье · Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров · Прослушивание аудиозаписей, · Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов · Просмотр видеофильмов |
Раздел «Пение»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные
Подгрупповые |
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
· Использование пения:
– на музыкальных занятиях; – на других занятиях – во время прогулки (в теплое время) – в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности – на праздниках и развлечениях |
· Занятия
· Праздники, развлечения · Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду |
· Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО
· Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы. · Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей. · Музыкально-дидактические игры · Инсценирование песен, хороводов · Музыкальное музицирование с песенной импровизацией · Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности · Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности |
· Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
· Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) · Открытые музыкальные занятия для родителей · Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) · Создание музея любимого композитора · Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье · Посещения детских музыкальных театров · Совместное пение знакомых песен при рассматрвании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности · Создание совместных песенников |
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы | ||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные
Подгрупповые |
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
|
· Использование музыкально-ритмических движений:
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; – на музыкальных занятиях; – на других занятиях – во время прогулки – в сюжетно-ролевых играх – на праздниках и развлечениях |
· Занятия
· Праздники, развлечения · Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Развитие танцевально-игрового творчества – Празднование дней рождения |
· Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценировании песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей Портреты композиторов. ТСО. · Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей под музыку соответствующего характера · Придумывание простейших танцевальных движений · Инсценирование содержания песен, хороводов, · Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений · Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами |
· Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
· Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) · Открытые музыкальные занятия для родителей · Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) · Создание музея любимого композитора · Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье · Посещения детских музыкальных театров · Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей |
|
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные
Подгрупповые |
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
– на музыкальных занятиях;
– на других занятиях – во время прогулки – в сюжетно-ролевых играх – на праздниках и развлечениях |
· Занятия
· Праздники, развлечения · Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента – Празднование дней рождения |
· Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО
· Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в музицировании · Импровизация на инструментах · Музыкально-дидактические игры · Игры-драматизации · Аккомпанемент в пении, танце и др · Детский ансамбль, оркестр · Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр». · Подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых |
· Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
· Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) · Открытые музыкальные занятия для родителей · Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) · Создание музея любимого композитора · Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье · Посещения детских музыкальных театров · Совместный ансамбль, оркестр |
Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные
Подгрупповые |
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые Индивидуальные |
– на музыкальных занятиях;
– на других занятиях – во время прогулки – в сюжетно-ролевых играх – на праздниках и развлечениях |
· Занятия
· Праздники, развлечения · В повседневной жизни: -Театрализованная деятельность – Игры – Празднование дней рождения |
· Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО.
· Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании · Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок · Придумывание простейших танцевальных движений · Инсценирование содержания песен, хороводов · Составление композиций танца · Импровизация на инструментах · Музыкально-дидактические игры · Игры-драматизации · Аккомпанемент в пении, танце и др · Детский ансамбль, оркестр · Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», |
· Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
· Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) · Открытые музыкальные занятия для родителей · Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) · Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье · Посещения детских музыкальных театров |
- Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в реализации задач образовательной области «Музыка»
– Музыкально игровые образовательные ситуации: тематические, доминантные, интегрированные
– Использование музыки для организации различных занятий, видов детской деятельности, режимных моментов;
– Слушание музыки;
– Слушание музыкальных произведений;
– Развитие исполнительных навыков и импровизации в песенном творчестве, музыкально – ритмических движениях, танцах, игре на детских музыкальных инструментах;
– Пение детских песен;
– Подготовка и проведение музыкальных праздников, развлечений, спектаклей;
– Разучивание музыкального репертуара для музыкальных занятий;
– Помощь воспитателям в подборе музыкальных произведений для занятий, режимных моментов, различных видов деятельности;
– Музыкально дидактические игры, музыкально – ритмические игры;
– Хороводные игры;
– Игра на детских музыкальных инструментах;
– Изготовление детских музыкальных инструментов.
- Связь с другими образовательными областями:
- 1. Социально-коммуникативное развитие:
– формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
- Познавательное развитие:
– расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
- Речевое развитие:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- 4. Художественно – эстетическое развитие:
– развитие детского творчества;
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
– использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
- Физическое развитие:
– развитие физических качеств музыкально- ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;
- Прогнозируемый результат
Ожидаемый результат усвоения программы детьми 1 младшей группы: К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движения: Начинать движение вместе с музыкой;
Развитие чувства ритма: Правильно хлопать в ладоши;
Слушание музыки: Различать тембр простейших музыкальных инструментов (бубен, ложки, барабан, колокольчик);
Пение: подпевание музыкальных фраз;
Пляски, игры, хороводы: притоптывать одной ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми 2 младшей группы: К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движение: передавать образы соответствующие характеру музыки;
Развитие чувства ритма: уметь повторять за педагогом простейший ритмический рисунок;
Слушание музыки: Понимать характер и различать части музыкального произведения;
Пение: Петь в одном темпе;
Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения кружение в парах, притоптывание каждой ногой поочередно, движение с предметом, передача образа;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми средней группы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: Выполнять простейшие перестроения (круг, врассыпную и обратно);
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов;
Слушание музыки; Чувствовать характер музыки, уметь высказываться о ней, узнавать песни по мелодии;
Пение: Петь с музыкальным сопровождением и без него;
Пляски, игры, хороводы: Умение выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, движения с предметом, образ отвечающий характеру музыки;
Ожидаемый результат усвоения программы детьми старшей группы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;
Слушание: слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро – медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
Пение: петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
Пляски, игры, хороводы: уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно использовать знакомы движения в творческой пляске.
Ожидаемый результат усвоения программы детьми подготовительной группы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок или сыграть его на любом музыкальном инструменте, уметь подобрать ритм к определенной картинке или картинку к ритму.
Слушание: уметь самостоятельно определять жанр музыки (танец, марш, песня), уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выполнять солирующие роли, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
Требование к уровню подготовки воспитанников
I Младшая группа | II Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
– различать высоту звуков (высокий – низкий);
– узнавать знакомые мелодии; – вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы; – двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой; – выполнять простейшие движения; – различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. |
– слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;
– различать звуки по высоте (октава); – замечать динамические изменения (громко – тихо); – петь, не отставая друг от друга; – выполнять танцевальные движения в парах; – двигаться под музыку с предметом. |
– слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
– узнавать песни, мелодии; – различать звуки по высоте (секста-септима); – петь протяжно, четко поизносить слова; – выполнять движения в соответствии с характером музыки» – инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; – играть на металлофоне простейшие мелодии на 1 звуке. |
– различать жанры в музыке (песня, танец, марш);
– звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); – узнавать произведения по фрагменту; – петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; – ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; – самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; – самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу; – играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. |
– узнавать гимн РФ;
– определять музыкальный жанр произведения; – различать части произведения; – определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты; – воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне; -сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); -выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; -передавать несложный ритмический рисунок; -выполнять танцевальные движения качественно; -инсценировать игровые песни; – исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. |
- План работы музыкального руководителя с воспитателями:
Сентябрь
- Консультация для воспитателей «Нетрадиционные приемы развития музыкальности у дошкольников»
- Проведение развлечения «День знаний».
- Проведение музыкального спектакля «Три шубки»
Октябрь
1.Проведение осенних развлечений «Осень в гости пришла».
Ноябрь
- Проведение осенних утренников.
2. .Накопление текстов осенних песен в папках по музыкальному воспитанию. - Подготовка к мероприятию «День матери» и его проведение.
- Показ открытого занятия «Путешествие в зимний лес».
Декабрь
1.Обсудить проведение новогодних утренников, выбрать действующих лиц, ведущих. Разучивание праздничного репертуара. Репетиции новогоднего утренника с ведущими и героями. Пополнение папок воспитателей зимним и новогодним репертуаром.
Январь
1.Проведение развлечения с участием бабушек воспитанников «Рождественские посиделки».
2.Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания (в соответствии с перспективным планом по муз. воспитанию).
Февраль
1.Подготовка к празднику «День защитников Отечества» и «8 марта» – организационные моменты.
2.Проведение развлечения посвященного Масленице.
Март
1.Разработка и проведение утренника посвященного праздникам 23 февраля и 8 марта.
- Накопление текстов весенних песен в папках по музыкальному воспитанию.
Апрель
1.Разработка и проведение развлечения «День смеха».
- Консультация на тему: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».
Май
1.Проведение праздника «День победы»
- Проведение праздника «День семьи».
3.Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы.
4.Ознакомление с результатами мониторинга.
5.Проведение праздника «До свиданья, детский сад»
План работы музыкального руководителя с родителями:
Сентябрь
1.Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2.Консультация для родителей в групповых музыкальных уголках «Роль музыки в жизни ребенка».
Октябрь
- Разработка и раздачу буклетов на тему: «Изготовление шумовых инструментов своими руками».
2. Привлечение родителей к подготовке осенних утренников.
Ноябрь
1.Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ.
2.Выставка поделок «Самодельные шумовые инструменты».
Декабрь
1.Привлечение родителей к подготовке Новогоднего праздника.
2.Консультация: «Правила поведения родителей на празднике».
Январь
1.Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома».
2. Консультация для родителей: «Музыкальное развитие в семье»
Февраль
1.Анкетирование «Музыка в вашей семье».
2.Тематическая выставка: «Родители – первые музыкальные руководители малышей».
- Проведение развлечения «Масленица»
Март
1.Подготовка к проведению праздников к 8 марта.
Апрель
1.«День открытых дверей» – посещение родителями музыкальных занятий.
Май
1.Ознакомление родителей с результатами мониторинга.
- Контроль за развитием музыкальных способностей детей
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Критерии диагностики:
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Форма проведения: Групповая и индивидуальная
Оценка уровня развития (по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием).
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
– Ладовое чувство;
– Музыкально-слуховые представления;
– Чувство ритма
Младшая группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1
2 3 4 |
Внимание
Просьба повторить Внешние проявления Узнавание знакомой мелодии |
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуков
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки Соответствие ритма движений ритму музыки |
Средняя группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1
2 3 4 |
Внимание
Умеет ли различать жанры Высказывание о характере музыки Узнавание знакомой мелодии по фрагменту |
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением
Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением Узнает ли песню по вступлению Активность исполнения |
Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки Активность в играх |
Старшая группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1
2 3 4 5 |
Внимание
Умеет ли различать жанры Высказывание о музыке с контрастными частями Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Отображает свое отношение к музыке в рисунке |
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением
Пение знакомой мелодии без сопровождения Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне Эмоционально исполняет песни |
Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) Активность в играх Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах |
Подготовительная группа
№ | Ладовое чувство | Музыкально слуховые представления | Чувство ритма |
1
2 3 4 5 6 |
Высказывания о музыке с контрастными частями
Умеет ли различать жанры Различает 2ух частную форму муз.произведения Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Отображает свое отношение к музыке в рисунке Способен придумывать сюжет к муз.произведению |
Подпевание знакомой мелодии с сопровождением
Пение знакомой мелодии без сопровождения Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне Эмоционально исполняет песни Имеет любимые песни |
Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах усложненного ритмического рисунка
Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Придумывает движения для обыгрывания песен, хороводов Активность в играх Умеет составлять ритмические рисунки и проигрывать на музыкальных инструментах |
9 .Для реализации программы в ДОУ имеется материально – техническая база
ПЕРЕЧЕНЬ средств:
Технические
–мультимедиапроекторный экран
-музыкальный центр
-фортепиано
Учебно-наглядные пособия
-Плакаты «Музыкальные инструменты»
-портреты композиторов
-наборы наглядно-демонстрационного материала
-фотоматериалы, иллюстрации
-музыкально-дидактические игры и пособия
Оборудование для организованной образовательной деятельности
– музыкальные инструменты для детей (металлофоны, ксилофоны, бубны, дудочки и т.д.)
-музыкальные игрушки;
-атрибуты для игр, танцев, инсценировок;
– костюмы сценические детские и взрослые;
-маски, ростовые костюмы;
Библиотека музыкального руководителя
–программы по музыкальному воспитанию;
-методическая литература (картотека);
– периодическая печать (картотека);
-сборники нот (картотека);
-фонотека (картотека);
-наличие консультативного материала для родителей;
-наличие консультативного материала для воспитателей;
10.Литература
– Программа «Радуга» Т.Н.Доронова Т.И. Гризик
-«Звук-волшебник» Т.Н.Девятовой «Линка-пресс»2000г
-«Ритмическая мозаика» А.Н.Бурениной «Композитор»2000г
-«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой «Владос» 1997г
-«Синтез» К.В.Тарасовой М.1999г
-«Путешествие в мир прекрасного» О.А.Куревина «Баласс» 2001г
-«Ладушки» И. М. Каплунова «Праздник каждый день» «Композитор» 2010г
Технологии:
-«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Ю. Картушина «Скрипторий» 2010г
-«Этот удивительный ритм» И.М. Каплунова «Композитор»2005г
Пособия:
–Журнал «Ребенок в детском саду»
-Журнал «Музыкальный руководитель»
-«Музыкальные игры « И.А. Бодраченко «АЙРИС-ПРЕСС»2009г
-«Мы играем, рисуем, поем» М.Ю.Картушина «Скрипторий»2009г
-«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова «Музыкальнаяпалитра» 2004
-«МЫ играем, сочиняем» А.Н. Зимина «Ювента»2002г
-Музыкальные ступеньки» М.А.Трубникова М.1998г
«Воспитание звуком» Т.А.Рокитянская «Академия развития»2002г
-«Новый музыкальный букварь» О.Иванова «Феникс»2008г
-«Культурно-досуговая деятельность в детском саду», «Народные праздники в детском саду», «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина «Мозаика-синтез»2005-2010г.
– «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества» Князева,
– «Знакомство детей с русским народным творчеством» Бударина Т.А., Корепанова О.Н.,
-«Народные праздники,..»М.А.Михайлова
Маркеева О.В. «Детство – пресс» 2010г. Мониторинг в детском саду.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС,2011
-«Наши талантливые малыши» Е.П.Букарина