Родительское собрание на тему: «Игры и развлечения с малышами в кругу семьи» (Группы раннего возраста)

дети с шарикамиРаннее детство – период  интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.

Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать ее.

«Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних», – подчеркивает В. Алямовский. Поэтому нам особенно важно наблюдать за развитием и поведением ребенка.

Основываясь на своих наблюдениях, попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

 

Мини-анкета для родителей

«Какой он, мой малыш?»

  • Какой он?
  • Что он чувствует?
  • О чем думает?
  • Чему радуется?
  • Чему печалится?
  • В какие игры любит играть?
  • Как играет ребенок?
  • Какая у него любимая игрушка?
  • С кем любит играть?

 

Родителям необходимо знать, что ребенок в каждый период своего развития приобретает определенные «психологические ценности», которые будут с ним всю его жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, не следует форсировать его «взросление», так как в данном случае малыш не получит должного развития.

Развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. При этом особое значение имеет тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе для ребенка является ведущим, так как именно этот вид деятельности определяет новую ступень в его психическом развитии. Именно на него надо опираться, стимулируя развитие ребенка. От, нас взрослых, зависит, в каком направлении пойдет развитие ребенка. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность со своим пониманием действительности с собственными формирующимися взглядами.

Что для этого необходимо (нужное подчеркните):

  • обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, взаимопонимании, терпении;
  • окружить ребенка любовью, душевным теплом, светом, заботой и лаской;
  • давать малышу духовную пищу, знакомить его с окружающим предметным и природным миром;
  • предоставлять свободу его действиям, не забывая о безопасности;
  • предоставлять ему возможность экспериментировать, действовать с окружающими предметами и вещами;
  • быть с ним терпимым, давать ему возможность действовать так, как он может;
  • утолять его жажду в познании окружающего, поддерживать стремление сделать что-то самому;
  • быть с ним доброжелательным, приветливым, улыбаться во время общения с ребенком;
  • хвалить его за скромные успехи, но не перехваливать;
  • не бранить ребенка, обещая наказать, а лучше вместе с ним исправить ситуацию;
  • никогда не сравнивать с другими детьми.

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до трех лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста в детском саду проводятся игры-занятия, на которых усвоение какого-либо материала протекает в практической деятельности и незаметно для малышей.

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребенка. С помощью этих игрушек мы знакомим детей с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию.

Действия с дидактической игрушкой отражают свойственный этому периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактическая игрушка обогащает чувственный опыт малышей и учит их мыслить. В практических действиях на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д.

Дидактические игрушки хорошо развивают мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами развивают память и воображение, так как ставят перед ребенком задачу запоминать и воспроизводить способы действий, показанные взрослыми.

Какие игрушки необходимы для ребенка до трех лет

Выберете нужное:

  • для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
  • для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
  • для прокатывания;
  • для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией);
  • разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, различных по форме и т.д. (это народные игрушки – матрешки, яйца, бочата; мозаика, палочки, геометрические формы различной величины, цвета);
  • для развития самостоятельной игры подбор сюжетно-образных игрушек;
  • куклы, машины, животные, предметы быта, наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская», кукольная мебель…;
  • различные роботы, военные игрушки, «страшилки»…;
  • игрушки-забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
  • музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, дудочка…);
  • предметы-заместители (палочки, крышечки, колечки от пирамидок и т.д.);
  • игрушки, провоцирующие ребенка на агрессию и жестокость;
  • природный и бросовый материал (шишки, каштаны; пластмассовые крышки;
  • для развития движений (мячи, скакалки, кегли, клюшки…).

 

К двум годам ребенок может:

  • находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных ему;
  • раскладывать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
  • собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки-вкладыши и т.д.

Чем меньше ребенок, тем большая помощь взрослых требуется ему в игре. Дети чутко реагируют на отношения взрослого, на его равнодушие и фальшь. Поэтому взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Во время игры можно подсказывать, придумывать что-то интересное, помогать в трудных случаях, но при этом не делать за него то, с чем он может справиться сам. Вредны постоянные подсказки, ограничивающие активность ребенка. Важно, чтобы ребенок всегда был хозяином положения в игре.

На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Ребенку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.

Для этого, например, можно предложить ему перенести предмет в другое место, передать какую-либо вещь сестренке, помочь построить домик, одеть куклу и т.д. Выполняя эти действия, ребенок ощущает вес предметов – легкий или тяжелый, их поверхность – гладкая, твердая, мягкая, упругая.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разнообразные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также и игровые материалы.

Все действия с предметами ребенок усваивает, играя, это увлекает его, создает радостное настроение. Важно, называя предметы и их признаки, показывать и объяснять ребенку, как ими действовать, какие правила выполнять. При этом ребенок должен сам много раз это повторять, не мешайте ему, подбодрите его.

Хорошо играть с ребенком и в ролевые игры.

Вначале ребенок действует с игрушками так, как позволяют его неумелые ручки. Затем малыш знакомится с отдельными свойствами (погремушка звучит, машинка катится и т.д.), так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, двигают…

Затем дети отображают в игре не только свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают коляску, везут груз).

При правильной поддержке взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, т.е. обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов. Он не просто катает коляску, а делает это, как мама, укладывая куклу в постель, ест сам и кормит ложкой зайчика…

Наша задача – помочь ребенку перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что можно играть. Например: напоим куклу чаем, угостим зайчика морковкой…

Как Вы поступите: Малыш несет куклу, держа за ноги или за волосы, бросает на пол. (Взять куклу на руки и ласково сказать: «Наша Катя идет ножками: топ-топ. Наша Катя идет к Оле» (подводит ее к ребенку, приговаривая «Катя топ»). Берут куклу вместе за руки и водят ее по комнате. В другой раз танцуют вместе с куклой под веселую музыку.) При таком подходе кукла становится любимой игрушкой. Малыш будет бережно относиться к ней, не бросит ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *