В детский сад без слез

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время.

По достижении ребёнком определённого возраста родители сталкиваются с необходимостью отдать его в детский сад. Одни  дети легко и быстро вливаются в новый коллектив. У других же происходит длительное, а порой и болезненное привыкание к совершенно не знакомым условия и людям. Родители в это время нервничают, переживают и мучаются угрызениями совести, а не слишком ли рано они это сделали. Как сделать так, чтобы адаптация в детском саду проходила сглажено, без серьёзных проблем и психологических травм для всех участников процесса?

Изучением данной проблемы занимались многие педагоги и психологи. Известный педагог Нина Михайловна Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.

Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально всё: отсутствие близких людей, новый режим, питание, наличие большого количества шумных детей, новые правила. Поступление ребенка в дошкольное            образовательное учреждение приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Специалисты выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее продолжительности и сложности.

ЛЕГКАЯ

Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца. В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит, беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей жизни.

СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ

            Сила привычки действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Все эти трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень охотно, но без слез.
         ТЯЖЕЛАЯ

Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем. Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.

Чтобы адаптация прошла быстро и как можно безболезненнее, к этому серьёзному шагу нужно подготовиться заранее. И чтобы детский сад стал для ребёнка вторым домом, многое зависит от того, как родители объяснят всё происходящее, какую позицию займут и будут ли вести кропотливую, но нужную работу, чтобы привыкание прошло безболезненно и не затянулось на долгие месяцы.

Начинать посещения садика желательно за несколько недель до выхода мамы на работу. В идеале — так, чтобы успел пройти весь период привыкания.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

Этап – подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

Этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Если ребенок за считаные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма. В той или иной степени стресс адаптационного периода переживает каждый малыш. Легкость привыкания зависит от множества факторов. Здесь важны не только сильный иммунитет, но и психическая уравновешенность. Нервный малыш будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на этой почве. Не пренебрегайте элементами закаливания малыша с самого рождения: так вы укрепите не только тело, но и дух будущего дошкольника.
         Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Многие родители знают по своему опыту, что,  даже проходив в детский сад целый год, ребенок будет испытывать голод от общения именно с ними. Поэтому в выходные дни необходимо как можно больше общаться с малышом.

Успешная включенность в социальные отношения обеспечивает освоение ребенком механизма ролевого поведения, что дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Именно родители как самые близкие люди могут и должны обеспечить необходимую психологическую и физическую подготовку начинающему дошкольнику, помочь ему освоиться в первом серьезном коллективе.

 

Советы психологов в адаптационный период:

«Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями»

       Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;

       Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;

       Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет;

       Принесите в группу свою фотографию;

       Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);

       Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;

      После детского сада погуляйте с ребенком на детской площадке;

      Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;

      Будьте терпеливы.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *