ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЕлизароваВ наше время научного прогресса остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Современно звучат слова русского философа Н.А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, который стал самоцелью». Как уже было сказано, настоящее время – время духовно-нравственного кризиса. Кризис духовный еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Педагоги детского сада «Звездочка» считают, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому задача педагогов,  помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира малыша.

В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой какая она есть?! Что может заинтересовать малыша? Наша много вековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Цель работы:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

В работе нашего коллектива прослеживается несколько направлений работы с детьми:

Духовно-образовательное

Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

  • Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия – Родина моя» и т.д.);
  • Проектная деятельность («Покормите птиц зимой», «Охотск – ты Родина моя!», «Знакомство с народностями севера»);
  • Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);
  • Чтение и анализ художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Прослушивание аудиозаписей;
  • Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

С совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

     – Культурно-познавательное

  • Развлечения («Времена года», «Масленица», «Проводы зимы», «День добра»;
  • Праздники «Международный день птиц», «День земли», «День матери» и т.д.);
  • Художественно-продуктивная деятельность;
  • Экскурсии (к памятным местам, к морю, к реке, в библиотеку, в районный  музей , музей «Хэтье» т.д.);
  • Целевые прогулки.

Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.     

 – Нравственно-трудовое

  • Все виды труда;
  • Продуктивная деятельность.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями.

Методы работы:

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Дни открытых дверей;
  • Проведение совместных мероприятий (Смотры-конкурсы «Дары Охотской осени», «Умелые руки», праздники «День Победы», «День защитника отечества»);
  • Наглядная агитация (информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, фотовыставки);
  • Помощь родителей (облагораживание территории, участие в проведении праздников, мелкие ремонты).

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит прежде всего от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Любите своих детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!

Хотелось бы сравнить каждого нашего воспитанника с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Заведующий МКДОУ № 5                                    М.А. Белеванцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *