Цели занятия: оптимизировать взаимоотношения в сфере “ребенок -ребенок”, гармонизировать самооценку воспитанников. повысить их социальный статус.
Задачи: 1. формировать взаимопонимание, чувство эмпатии; 2. развивать умение слушать окружающих, уважать друг друга, 3.содействовать групповому взаимодействию, развивать умение работать в паре, группе: 4. закрепить знания об эмоциях и способах их выражения: 5.развивать речь, креативное мышление, творческие способности: 6. мотивировать к осмыслению таких понятий, как “золотое сердце”, “Большое сердце”, “золотые руки: 7. закрепить знания о доброте, вежливости, человечности.
Ход занятия
1.Ритуал приветствия “Подари тепло своего сердце”
Дети под песню “Улыбка” заходят в зал, садятся в кружок на стулья.
Педагог -психолог: Ребята , положите руки на сердце, закройте глаза. Представьте. что мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь и хорошее настроение в свои ладошки. А теперь откройте глаза и подарите друг другу наши бесценные подарки. (Под спокойную мелодию дети от груди раскрывают руки друг другу). Всем , всем -здравствуйте. (Произносят хором).
Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие! Но оно будет не простым. нам придется пройти сказочные испытания, чтобы найти “золотое сердце”. Фея Сказки подарила мне волшебную кисточку. Сейчас я дотронусь до каждого из вас этой кисточкой, и мы окажемся в сказке!( Педагог -психолог просит детей закрыть глаза, дотрагивается до головы каждого ребенка и предлагает войти в сказку). Итак, на счет раз, два, три -двери в сказку отвори!
- Беседа о доброте, добром человеке.
- Какие хорошие поступки вы совершаете каждый день?
2.Кого называют человеком с большим, золотым сердцем?
3.Что значит “золотые руки”? Про кого говорят -“у него золотые руки”?
- Встреча с Бабой -ягой.
Из -за ширмы выскакивает Баба -яга.
Баба -яга: “Здравствуйте, мои касатики! Не ждали? А вот она я! и что -это мы тут делаем? Неужто пожаловали к нам в сказочную страну? Добрые дела свои промышляете? Живо признавайтесь!
Педагог -психолог :“Баба -яга, ты чего это разбушевалась? Где твое лесное гостеприимство? Мы с ребятами идем за” золотым сердцем”. Может быть подскажешь нелегкий путь к нему?
Баба -яга :А вот покажите мне, что вы умеете, тогда подскажу, как дорогу найти к “золотому сердцу“.Отгадайте загадку: У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом .,идет направо -песнь заводит, налево -сказки говорит! Там чудеса -там леший бродит, русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках -следы неведомых зверей. избушка там на курьих ножках -стоит без окон, без дверей…
Кто написал эту сказку? Правильно! Вот и отправляйтесь по неведомым дорожкам в волшебный лес, там вас ждет следующая подсказка.
4.Упражнение “Распознай эмоцию -расколдуй героя”
Дети входят в лес, где на столах лежат картинки с эмоциями.
Педагог психолог: Ребята, баба -яга заколдовала зверушек. чтобы их расколдовать, нужно взять карандаш и провести путь от заколдованной зверушки к ребенку, на которого она похожа, с которым у нее одно настроение. если вам удастся выполнить задание, нам откроется волшебный сундучок, в котором мы найдем следующую подсказку. Приступаем.
Вопросы для обсуждения: на кого похожа девочка на картинке? Как вы поняли? Чем они похожи? Какое настроение у мальчика? О чем говорит такое выражение лица? Педагог -психолог предлагает скопировать выражение лица мальчика и ответить на вопрос “Какая эмоция отразилась на лице?
Педагог -психолог: Молодцы, справились! Давайте посмотрим, откроется ли волшебный сундучок…раз, два, три -дверцу -отвори. смотрите, открылся! Что же здесь написано? (читает) Музыкальная полянка. 5. Игра “Слепой танец” Дети разбиваются на пары, предлагаю вам станцевать танец , но непростой -у одного из партнеров глаза будут завязаны.
Вопросы для обсуждения: что вы чувствовали, когда танцевали? Кому понравилось танцевать с повязкой на глазах? Чему нас научила игра?
6.Упражнение “Покажи настроение”
Дети получают раздаточный материал. Задачи: показать животных, чье настроение им нравится. Зачеркнуть животных, которые стали злые. Ответить на вопрос :” На чье настроение сейчас похоже ваше?”
7.Минутка психогимнастики
Педагог психолог :Давайте покажем злую бабу -ягу -как она кричит (у..у..у..), топает ногами. клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает .Давайте ее подразним
Баба -яга , костяная нога
Печку топила, кашу варила.
Вам нравится такая баба -яга? А сейчас давайте превратим е в добрую, ласковую.
Обсуждение: хорошо ли быть злым? какие мы были, когда показывали злую бабу -ягу? (некрасивые).Доброе , ласковое выражение лица , веселое поведение –всегда красиво. Именно с таким хотят дружить. а не со злюкой с нахмуренными бровями и злыми глазами.
8.Психоэмоциональный этюд “У моря”
Педагог -психолог: Наконец -то, ребята, мы сняли чары с заколдованных героев, разгадали все загадки Бабушки -яги, превратили ее в добрую и милую. Пора нам возвращаться в наш детский сад. Сейчас мы отправимся на море. а оттуда отправимся домой.(Дети располагаются на коврике, закрывают глаза)
Представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, солнышко греет наши ручки, ножки, спинку. Светит нам своими лучиками на носик. Морские волны омывают ваши ножки .мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами и плывет в нашу сторону. Мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время, под шум морского прибоя возвращаемся в наш детский сад .Раз…два…три…
Педагог психолог: Ребята! Мы проделали такой путь не зря! А для того, чтобы понять -добро живет в сердце каждого из нас! Поэтому я хочу вам вручить подарки и дать каждому из вас частичку доброты, которой вы потом сможете поделиться со своими мамами, папами, бабушками и дедушками и многими другими людьми.(вручает каждому ребенку сердечко).
9.Ритуал прощания:
Дети строят из кулачков башенку, ставя их один на другой. Со словами “всем, всем, всем -до свидание!” -Башенка “рассыпается.”