Программа учителя-логопеда

Содержание:

 

 

  1. I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………….…………3

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта МКДОУ детский сад «Звездочка»….……………..…………………………………7

1.3.Характеристика речи детей с ФНР и ФФНР…………………………………..7

   

  1. II. Содержательный раздел.

    2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия………….9

  • Перспективное планирование логопедической работы с детьми дошкольного возраста  с нарушением речи……………………………………………10
  • План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопункте …………………………………………………………………………….15
  • Планируемые результаты………………………………………………………16
  • Формы и средства организации образовательной деятельности…………17

III. Организационный раздел

     3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса …….……19

     3.2. Направления работы …………………………………………………………..21

     3.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда…………………………………………………………………..……25

 

Приложение……………………………………………………………………………26

  

 

  1. Целевой раздел

 

  • Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

  1. В течение года логопед работает с 10 детьми (0.5 ставки). Т.о. ведется достаточно интенсивная работа.
  2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФНР, ФФНР).
  3. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий и занятия в микрогруппах.

 

Программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.);
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Образовательной Программой МКДОУ № 5 «Звездочка»;
  • Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Положением о логопедическом пункте МКДОУ № 5 «Звездочка»
  • Программой логопедической работы с детьми. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  • Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.
  • разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.

 

1) Актуальность программы.

В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “Радуга”. Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и поможет педагогам организовать работу по реализации всех образовательных областей, заявленных в Стандарте дошкольного образования. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.

 

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной  ошибок в письменной речи. У будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии. У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

 

2) Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. 

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В  Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.

 

 

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • обходного пути;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

 

3) Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Постановка звуков и ввод их в речь.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
  • Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
  • Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
  • Профилактика нарушений письменной речи.
  • Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания,   слуховой  памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

 

Адресат программы: дошкольники 6-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

 

Сроки и реализация программы:

1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

2 половина сентября – работа по коррекции звукопроизношения.

Первая половина декабря – обследование речи детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Вторая половина декабря – работа по коррекции звукопроизношения.

2 половина мая – обследование речи детей + связная речь.

С 1 июня – повторение пройденного материала.

 

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта ДОУ

 

Возрастные особенности детей  от 6 до 7  лет.

 

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Характеристика речи детей с фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФНР, ФФНР)

 

Характеристика речи детей с фонематическим недоразвитием.

 

Фонематическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребенка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

– заменой звуков более простыми по артикуляции;

– трудностями различения звуков;

– особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающиеся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.    

Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характер нарушенного звукопроизношения у  детей  с  ФФНР  указывает  на низкий  уровень  развития   фонематического   восприятия.   Они   испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в  момент произнесения того или иного звука или слога. Такие  же  трудности  возникают при повторении за логопедом слогов с парными  звуками,  при  самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук,  при  выделении  начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:

1.Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены  звуков.  

2.Замены  группы  звуков  диффузной  артикуляцией.

3.Нестойкое употребление звуков в речи.

4.Искажённое произношение одного или нескольких звуков.

Знание  форм  нарушения  звукопроизношения  помогает   определить методику работы с  детьми.  При  фонетических  нарушениях  большое  внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой  и  общей  моторики,  при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у  детей  с  ФФНР нарушается  слоговая  структура  слова  и  произношение  слов  со  стечением согласных.

Кроме  перечисленных  особенностей   произношения   и   фонематического восприятия у детей с ФФНР  наблюдаются:  общая  смазанность  речи,  нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря  и  грамматического  строя речи (ошибки в падежных  окончаниях,  употребление  предлогов,  согласовании прилагательных и числительных с существительными).

В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

 

  1. Содержательный раздел

 

2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

 

  • Перспективное планирование логопедической работы с

детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

Обследование детей. (1 – 15 сентября )

  1. Обследование состояния речи и неречевых психологических функций.
  2. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
  3. Анкетирование родителей и анализ анкет.

 

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)

 

Звукопроизношение.

  1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков.
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

 

Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Упражнять детей в выделении ударных гласных [а],[у],[о],[и] в начале, в середине и в конце слова (осень, мак, кино).
  2. Познакомить детей с согласными звуками [м],[н]; научить выделять их в начале, в конце слова.
  3. Дать представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
  4. Упражнять детей в звуковом анализе обратных слогов: ам, ун.

 

Развитие общих речевых навыков.

  1. Выработать четкие координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Научить детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работать над формированием диафрагмального дыхания.
  4. Формировать мягкую атаку голоса. Вырабатывать у детей умение пользоваться тихим и громким голосом.

 

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Работа над ритмом на невербальном материале.
  2. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
  3. Упражнения на развитие реципрокной координации рук.
  4. Формирование таких пространственно-временных представлений, как:

начало, середина, конец; первый, последний.

  1. Работа над ритмом и ударением на материале гласных звуков.

 

Лексика.

 

Расширение и уточнение словаря по темам:

  1. Мир растений (цветы, деревья)
  2. Осенняя пора. Овощи. Фрукты. Осенние месяцы.
  3. Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.
  4. Домашние животные и их детёныши.
  5. Транспорт. Виды транспорта.

6.Игрушки.

 

Развитие грамматического строя речи.

  1. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  2. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
  3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
  4. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя.

5.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде (Катя пила. Дима пил).

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (родительный и винительный падеж).

7.Образовывание и использование в речи относительных прилагательных: шерстяной, шелковый, кожаный и т. д.

8.Дать практическое представление о понятиях: слово, предложение; слова, обозначающие предмет и действия.

9.Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

 

Развитие связной речи.

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: “Осень”, “Овощи. Фрукты”, “Одежда”
  4. Обучение детей пересказу небольших рассказов.
  5. Обучение составлению загадок-описаний.

 

Развитие мелкой моторики.

1: Обводка и штриховка по трафаретам.

2: Составление фигур, узоров, букв из палочек и мозаики.

З. Пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением.

 

 

 

 

II период

(декабрь, январь, февраль)

 

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

 

Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.

2.Дать представление о звонкости-глухости согласных звуков.

  1. Познакомить детей со звуками [п], [б], [т], [д], [в],[ф],[г],[к],[х] .
  2. Дифференциация изученных звонких и глухих согласных в изолированном положении, в слогах и словах.
  3. Выделение изучаемых звуков в начале, в середине, в конце слова.
  4. Упражнять детей в звуковом анализе обратных и прямых слогов: БА,ДО.

 

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжить работу по развитию физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи.
  3. Развитие качеств голоса (силы, тембра).

 

Работа над слоговой структурой слова:

1 Продолжить работу над ритмом и ударением на материале гласных звуков, на уровне слогов (ТА-ТА-ТА ).

2.Работа над односложными и двусложными словами без стечения согласных.

 

Лексика.

 

Расширение и уточнение словаря по темам:

  1. Предметный мир (одежда, обувь, посуда)
  2. Зимние игры и забавы.
  3. Новый год. Праздник елки.
  4. Рождество.
  5. Зимовье зверей, птиц.
  6. Профессии. Мужские профессии.
  7. Животные дальних стран.

 

Развитие грамматического строя.

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  2. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  3. Согласование числительных два и пять с существительными.
  4. Образование притяжательных прилагательных по теме:

“Животные”, образование относительных прилагательных по темам II периода обучения.

  1. Образование глаголов движения с приставками.
  2. Практическое употребление простых предлогов места (на, в, под, над) и движения (в, из, к, от, по).
  3. Образование существительных по теме: “Дикие животные и их детеныши”.
  4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (зима – зимний – зимовать).
  5. Дать практическое представление о понятиях: Признак. Слова, обозначающие признаки предметов.

 

Развитие связной речи.

  1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
  2. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы по схеме
  3. Обучать составлению рассказа по серии картин.

 

 

III период

(март, апрель, май)

 

Звукопроизношение.

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

 

Развитие навыков фонематического анализа.

  1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках; о звонкости-глухости согласных.

2.Познакомить детей со звуками [с],[з,],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ] ; научить выделять эти звуки в начале, в середине, в конце слова.

  1. Дифференциация на слух согласных с-з , ш-ж .
  2. Научить фонематическому анализу трехзвуковых слов типа кот ; составление схемы слова.

 

Развитие общих речевых навыков.

1 .Продолжить работу над речевым дыханием.

2.Продолжить работу над темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

Работа над слоговой структурой слова.

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов.
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов.

 

 

 

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам:

  1. Я, моя семья.
  2. Я, моя Родина.

3.Пробуждение природы. Весенние месяцы.

  1. Жизнь морей и океанов. Рыбы
  2. Насекомые.

 

Развитие грамматического строя.

  1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование числительных два и пять с существительными.
  3. Продолжить работу по обучению, образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных по темам III периода.
  4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.
  5. Продолжать работу по согласованию прилагательных с существительными.
  6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

 

Развитие связной речи.

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы (темы: “Весна”, “Семья”, “Родина”).
  2. Закрепление умения составлять рассказы по серии сюжетных картин.
  3. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ЛОГОПУНКТЕ ДОУ

НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Период обучения Содержание работы Развитие артикуляции и речевого дыхания
I период

(сентябрь-октябрь – ноябрь)

Постановка звука [с]

Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях

 

Постановка звука [с’]

 

Постановка звука [ц] в слогах, словах и предложениях.  

 

Постановка звука [з] в слогах, словах и предложениях

 

1.Учить удерживать язык за нижними зубами, упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка).

 

2. Комплекс упражнений для свистящих

(дореальная позиция) 

«Забор» – «Окно» – «Мостик» – «Забор» – «Холодный ветерок»

 

3. Учить удерживать кончик языка строго за нижними деснами.

      Дыхательное упражнение «Осень».

–  Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы.

– Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро.

– Следить за положением губ и языка.

    Дыхательное упражнение «Вьюга».

 

4.Учить включать голос при произнесении звука

[с]. Дыхательное упражнение «Комарик»

 

II период

(декабрь, январь, февраль)

Постановка звука [ш] в слогах, словах и предложениях

 

Автоматизация звука [ш]

 

Дифференциация свистящих звуков

 

 

Постановка и автоматизация звука [ж]

 

 

 

 

 

Постановка звука [л]

Автоматизация звука [л]

Постановка и автоматизация звука [л’]

 

Дифференциация звуков [л]-[л’]

 

Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с]-[ш], [з] – [ж]

1.Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперед, округлены)

2.Комплекс упражнений для шипящих:

 «Забор» – «Окно» – «Мостик» – «Лопата» –

«Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» –

– «Теплый ветер».

3. Учить включать голос при произнесении звука 

 [ш].

4. Комплекс упражнений для шипящих:

 «Забор» – «Окно» – «Мостик» – «Лопата» –

«Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» –

– «Теплый ветер».

5. Дыхательное упражнение «Вьюга»

6. Учить удерживать язычок на «бугорке» за верхними зубами.

7. Комплекс упражнений для звука [л]

(альвеолярная позиция)

«Забор» – «Окно» – «Мостик» – «Лопата» –

 «Пароход» – «Пароход гудит».

8. Дыхательное упражнение «Ветерок»

9. Кончик языка упирается в верхние зубы.

10. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого языка упирается в верхние альвеолы.

11.Закрепить умение быстро переключаться с одной позиции на другую.

 

III период

(март – апрель -май)

Подготовительные упражнения для постановки звука [р]

Постановка звука [р].

Автоматизация звука [р].

Постановка и автоматизация звука [р]

Постановка и автоматизация звука [р’]

Постановка и автоматизация звука  [ч].

Постановка и автоматизация звука [щ]

Дифференциация звуков

[р] – [р’],  [л] – [р],  [р’]- [л’], [т’] -[ч],  [щ]- [с’] и др.

 

Закрепление пройденного произношения всех поставленных звуков в свободной речи.

1.      Удерживать язык за верхними зубами

«Грибок», «Лошадка», «Дятел».

2.      Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

3.      Комплекс упражнений для звука [р]

(альвеолярная позиция)

«Забор» – «Окно» – «Мостик» – «Парус» – « Цокает лошадка» – «Молоток» – «Дятел» – «Пулемет».

4.      Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

5.      Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

6.      Учить образовывать смычку между кончиком языка и верхними альвеолами.

7.      Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.

8.      Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

 

 

 

  • Планируемые результаты логопедической работы:

 

– правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

– чётко дифференцировать все изученные звуки;

– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

– находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

– различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

– называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

– производить элементарный звуковой анализ и синтез;

– овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

  • Формы и средства организации образовательной деятельности

 

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   2 – 3  раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 – 30 минут. 

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Программа  составлена с учётом  интеграции основных  образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

        

Развитие речи (воспитатели)

 

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

При организации образовательной деятельности  прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:

 

 

 

 

 

Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателей:
–  звукопроизношение;

–  фонематические процессы;

–  языковой анализ;

–  моторный праксис;

–  психологическая база речи;

– обогащение и активизация словаря;

 

 

 

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

 

 Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

 

Программа предусматривает:

– активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

– помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

– игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

– создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми опираемся на методологические  подходы развивающего обучения:

– необычное начало занятия;

– присутствие на занятии “духа открытия”;

– удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;

– предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

– не оставление без внимания ни одного ответа;

– развитие речи в любых формах деятельности;

– учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

– обучение видению многовариативности выполнения задания;

– поддержка у детей ощущения успешности.

Для  успешной реализации Рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и  групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

 

III. Организационный раздел

 

  • Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

 

Этапы Задачи этапа Результат
1 этап

исходно-

диагностический

 

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.
2 этап

организационно-

подготовительный

 

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Разработка календарно-тематического планирования подгрупповых занятий;

планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

 

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно.

Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

 

3.2. Направления работы

 

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

 

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

  • Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда.
  • Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

 

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Данные диагностики используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

 

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи;

словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы;

практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

 

Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными  микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6 человек.

Продолжительность занятий с детьми:    ФН – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

  

   ФН – 2  раза в неделю;

   ФФНР  – 2   раза в неделю;

  

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

 

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

 

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ МК ДОУ № 5

 

Нарушения устной речи Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи

 

– коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – развитие фонематического    

  восприятия;

– совершенствование слоговой

  структуры слов;

– коррекция звукопроизношения.

  • Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

 

  1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). – М.: «Школьная пресса», 2001.
  4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально – подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  10. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
  11. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  12. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)”. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  13. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  14. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  15. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – М.2009.
  17. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  18. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
  19. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). – М.: ВЛАДОС, 2001.
  20. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  22. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

 

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                       

 Задача:                                                                                                                                                    тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)       укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей –  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

 

  1. II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

            

Виды коррекционной работы на данном этапе:

 

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3′

  • шипящий Ш
  • сонор Л
  • шипящий Ж
  • соноры Р,  Р’

– шипящие Ч, Щ
         Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,   «Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только  индивидуально.  

         

2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3′, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

 

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

 

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

 

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ: 

                              С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

                               Ж – З,   Ж – Ш;  

                               Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

                              Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

                              Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

 

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы ин­дивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успеш­ному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

 

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

 

  1. IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

 

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков. 

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

 

 

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной  и речевой деятельности детей.

 

Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников.

В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило,  объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы.

Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

 

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Содержание подгрупповой работы (см. табл.) отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

 

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

 

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН

7-го года жизни,  разделено на 3 периода обучения

 

I период  – сентябрь – ноябрь,  2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль, 2 занятия в неделю.

III период – март – май, 2 занятия в неделю

(звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь)

 

С 1 июня – повторение пройденного материала

          

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *