Профилактика агрессивности у детей

В исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей, важное место занимает проблема агрессивности.

Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их раздражают, и разговор о них ведется в осуждающих терминах: грубиян, драчун и т.д.

Психолог Э. Фомм считает, что существует два вида агрессии: “доброкачественная” – появляется в момент опасности, носит оборонительный характер и затухает, как только опасность снижается, и “злокачественная” – представляет собой жестокость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности. Такая агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющимся поведении детей. Агрессивные люди, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и создает значительные сложности в их социализации. Говоря о детской агрессивности, мы порой не задумываемся о том, что она является отражением неблагополучия мира взрослых. В первую очередь, на формирование агрессивного поведения влияет семья. Асоциальное, в т.ч. и агрессивное, поведение в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с нарушениями общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные нормы. Если родители, в присутствии детей, не стесняются в бранных выражениях по отношению друг к другу, такое же поведение мы наблюдаем у ребенка в детском саду. Следующий фактор, оказывающий влияние на формирование агрессивного поведения – это повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров. Ребенок с ужасом рассказывает о монстрах которые приходят к нему ночью,” а дядя убил  Ульяну и я убегал от чудовища ” – рассказывает психологу ребенок .Естественно, не  все, что смотрят взрослые, можно смотреть нашим детям .Общение  в детском саду, а затем и в школе, не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но чаще всего усугубляет положение.  Агрессивный ребенок может ударить, укусить, разбросать игрушки, сломать постройки у детей и т.д. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме, (громко спеть любимую песню, попрыгать на скакалке, пускать мыльные пузыри, сильно потопать ногами ит. д.)
  2. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, (упражнение “Возьми себя в руки”,”Врасти в землю”, “Ты лев”и т. д.)
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Используя  специальные упражнения и игры, например : “Учимся выражать  эмоции”, “Уроки доброты”, “Улыбка  делает чудеса”, “Поможем себе победить злость  ,”Учимся понимать другого”, где ребенок в игровой форме, учится владеть собой, подавлять обиду, гнев : Ты обиду не держи – поскорее расскажи и т. д.

Надо помнить о том, что агрессивное поведение может использоваться ребенком  для достижения различных целей. И как только ребенок поймет, что это (крик, обида, злость) сработает, он будет вести себя сознательно агрессивно. Агрессивное поведение может проявляться, как стремление привлечь внимание окружающих. Возможно, ребенку просто не хватает внимания со стороны взрослых. Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонение поведения связаны с кризисом – это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибким, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. Существует такая притча: “Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. Однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: “Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: “Бабочка”. Правильно. А какая бабочка – живая или мертвая?” -спрашивает завистник, а сам думает: “Если ответит “мертвая”, я открою ладони, и бабочка улетит. А если скажет “живая”, я сожму ладони и раздавлю ее”. Мудрец помедлил немного и ответил: “Все в твоих руках”. Поэтому надо помнить, что наши дети в наших руках. И только мы решаем их судьбу и определяем их жизненный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *