Рабочая программа Разговор о правильном питании

  1. Пояснительная записка

 

             Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

 В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

 Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.

            В связи с этим особую роль приобретает дошкольное обучение, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.

            Воспитание здорового ребенка – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на педагога. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно  у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное  и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и педагога».

 Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

 

Актуальность курса.

Дошкольникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. А сохранение здоровья человека находится в прямой зависимости от питания.

Это доказывает актуальность и значимость специального обучения дошкольников основам правильного питания.

Цель программы: формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • воспитывать у детей культуру здорового питания;
  • просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей

 

  1. Общая характеристика программы « Разговор о правильном питании»

 

             Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной  сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна  Безруких.     Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.

             Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  • совместная работа с родителями.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Многолетний опыт реализации программы “Разговор о правильном питании” убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа “Разговор о правильном питании” позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа “Разговор о правильном питании” оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы “Разговор о правильном питании” в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Участники программы: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Освоение программного материала кружка «Разговор о правильном питании» рассчитано на 1 учебный год.

            Планируемые результаты.

             В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

 

Тематический план

 

Подготовительная  группа

 

Содержание рабочей программы Объем учебной нагрузки по программе

( количество занятий в год)

теория практика
Если хочешь быть здоровым.

«Для чего мы едим?»

«Поговорим о правильном питании»

 «Какие продукты полезны?»

«Праздник урожая»

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

Гигиена питания.

«Как правильно есть»

«Какие правила я выполняю»

«Советы Хозяюшки»

«Чем не стоит делиться?»

«Законы питания»

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

Удивительные превращения пирожка.

«Что происходит с пирожком, который мы съели?»

«Плох обед, если хлеба нет»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

 

 

0,5 ч

 

 

0,5 ч

0,5 ч

 

 

0,5 ч

 

 

0,5 ч

0,5 ч

Режим питания.

«Из чего готовят каши? »

«Угадай сказку»

«Поварята»

«Секреты обеда»

«Полдник. Время есть булочки»

«Пора ужинать»

«Путешествие по улице Правильного питания»

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

Где найти витамины весной.

«Отгадай название»

«Морские продукты»

«Вкусные истории»

«На вкус и цвет товарищей нет»

«Как утолить жажду»

«Праздник чая»

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

Что надо есть, если хочешь стать сильным.

«Меню спортсмена»

«Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

«Витаминный салат»

«Каждому овощу свое время»

«Вершки и корешки»

  6.6.-6.7.   «Азбука правильного питания»

 

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

 

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

 

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

    Всего занятий в год

 

32*0,5 ч = 16 ч

 

32*0,5 ч = 16 ч
32*1 ч = 32 ч

 

 

 

Перспективный план

 

Месяц Дата проведения     Тема                            Задачи
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

   

 

«Для чего мы едим?»

Познакомить детей с героями программы.

Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

  «Поговорим о правильном питании» Расширять представления о полезных продуктах.
  «Какие продукты полезны?»

 

Учить различать полезные и вредные продукты.

Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день,  какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах,  какие продукты нужно есть не часто.

  «Праздник урожая» Закреплять умение различать овощи и фрукты, узнавать их по описанию, называть их. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для человека.
 

Ноябрь

  «Как правильно есть» Рассказать детям о правилах гигиены перед едой, во время и после еды.
  «Какие правила я выполняю» Закреплять знания о правилах гигиены.
  «Советы Хозяюшки» Напомнить детям правила сервировки стола.
   

«Чем не стоит делиться?»

Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.
 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

   

«Законы питания»

Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания.
  «Что происходит с пирожком, который мы съели?» Рассказать детям о необходимости и важности регулярного питания.
   

«Плох обед, если хлеба нет»

Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.
  «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» Познакомить детей с пословицами о хлебе, обсудить их значение.
 

 

 

 

 

 

 

Январь

   

«Из чего готовят

каши? »

Формировать представление о том,  из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
   

«Угадай сказку»

Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.
   

«Поварята»

Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши;  называть растения, из которых получают соответствующие крупы.
   

«Секреты обеда»

Формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
 

 

 

 

 

 

Февраль

  «Полдник. Время есть булочки» Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
  «Пора ужинать» Рассказать детям о том, что ужин – время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.
  «Путешествие по улице Правильного питания»  

Уточнить знания детей основных правил правильного питания.

   

«Отгадай название»

 

Познакомить детей с внешним видом сушеных ягод и фруктов, учить узнавать и правильно называть их.

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

  «Морские продукты» Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов.
   

«Вкусные истории»

Познакомить детей с приготовлением различных блюд из ягод.
  «На вкус и цвет товарищей нет» Рассказать детям о том, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.
   

«Как утолить жажду»

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
 

 

 

 

 

 

 

Апрель

   

«Праздник чая»

Научить детей правильно заваривать чай, рассказать о его полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием.
  «Меню спортсмена»

 

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.
  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод.
   

«Витаминный салат»

Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.
 

 

 

 

 

Май

   

«Каждому овощу свое время»

Формировать  представления о времени созревания овощей и фруктов.

Закреплять знания  о пользе овощей, фруктов, ягод; о том, что полезно есть разные овощи и фрукты круглый год.

  «Вершки и корешки» Выявить знания детей о тех частях растений, которые употребляет человек в пищу.
  «Азбука правильного питания» Закрепить знания детей основных правил правильного питания.
   

«Азбука правильного питания»

Закрепить знания о законах здорового питания; познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола. Упражнять детей в приготовлении салата.
 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *