Развитие и совершенствование пересказа у детей старшей группы

SAM_1513Консультация из опыта работы З.М. Поломошновой воспитателя старшей  группы  

В программе «Радуга» по разделу «Учусь говорить» четко сформирована педагогическая задача работы со старшими дошкольниками: развивать речь детей, проводить подготовку к обучению грамоте.

Один из путей её решения – это обучение рассказыванию и пересказу. Дополнительно к занятиям использовать дидактические игры и упражнения по формированию монологической речи. Детей 6-го года жизни учат свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи (вопросов).  Для этого используется художественная литература авторская и народная, рассказы русских, советских и зарубежных писателей.

Предварительно воспитатель должен сам хорошо изучить произведение, намеченное для пересказа, определить, что дети поймут самостоятельно, а что нуждается в разъяснении, наметить вопросы, которые заставят ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо т.ж. тщательно проанализировать язык произведения, отметить описание, эпитеты, сравнения, на которые стоит обратить внимание детей. И следует подумать над тем, как лучшее и выразительнее прочесть маленьким слушателем текст.

Мы продолжаем работу по созданию условий для обогащения речи детей, вводим синонимы, антонимы, формируем грамматически правильную речь. Помогаем детям пересказывать небольшие отрывки их художественных произведений, драматизировать их « Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться  в современном мире, чтобы  при  минимум затрат достичь максимум эффекта. Поэтому у ребенка мы через развитие речи вырабатываем позицию творца и созидателя. Психологическое раскрепощение, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать  в первые,  услышанные и известные ранее произведения, учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения  художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь,  формируется навыки словоупотребления, усиливаются языковое чутьё, внимание и интерес к образному слову.  Возрастает т.ж. роль произвольно-волевых действий, дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить, точнее воспроизвести прочитанное. В 5-6 лет дети пересказывают более свободно и непринужденно. Они уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки языку художественного произведения.

Педагог может привлечь  детей к изложению содержания уже знакомого произведения и поупражнять их в воспроизведении , совершенствуя исполнительские умения, приобретенные в средней группе.

Сказки и рассказы, рекомендованные для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты в средней группе. В процессе руководства пересказом  воспитатель применяет различные методические приемы.

В случае недостаточной замены ребенком того или иного слова можно использовать подсказку. Если ребенок затрудняется продолжить, то воспитатель вступает в пересказ и продолжает его.  Важным  методическим приёмом является разбор детского пересказа: педагог оценивает его полноту, отличает проявленную самостоятельность, использование различных интонаций и различного темпа речи. Дети т.ж. привлекаются к оценке рассказов товарищей.

Педагог может привлечь детей к изложению содержания уже знакомого  произведения и поупражнять их в  отсроченном  пересказе. Отсроченный пересказ способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объёме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они свободно, живо используют в разных ситуациях.

На занятиях по пересказу детей старших дошкольного возраста могут принимать участие в словесном творчестве. Продуктом этого творчества является их собственные сказки,  созданные при участии педагога по аналогии с хорошо известными детям произведениями т.ж. в детском творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Важными фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Очень большое значение имеет то, что в  процессе наблюдений дети усваивают слова и речевые обороты, которые потом используют  при составлении рассказов.  Речевая деятельность дошкольников  значительно активизируется, если она поддерживается имеющимися у них литературно- художественными представлениями. От занятия к занятию дети проявляют всё большие активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.

Благодаря этому ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *