Экологический проект “Покормите птиц зимой”

111111Тип проекта: познавательно-практический

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним, приобщение детей к общественно полезной работе.

Задачи:

  1. Формировать у детей знание экологических законов природы
  2. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах
  3. Формировать навыки наблюдения за птицами в природе
  4. Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц
  5. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение и  стремление беречь птиц

Актуальность.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Зимнее время – это не только веселые праздники, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Уже в конце октября остающимся на зимовку пернатые тянуться к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, так как естественный корм становится практически недоступным. Главная задача нашего проекта  – вызвать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Сформировать у детей элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой, подумать об устройстве кормушки на участке дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта: кратковременный (ноябрь – март)

 

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет), родители воспитанников, воспитатели групп, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

 

 

Методы реализации проекта:

  • Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о зимующих птицах;
  • наблюдение;
  • рассматривание картин;
  • демонстрация кинофильмов, слайдов, презентаций;
  • Практические методы – позволяют уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания о зимующих птицах Дальнего Востока;
  • игры (дидактические – предметные, настольно-печатные, словесные; подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, речевые)
  • труд в природе – способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям,
  • элементарные опыты .
  • Словесные методы – позволяют расширять знания детей о природе, систематизации и обобщении их, формируют эмоционально положительное отношение к природе;
  • рассказы воспитателя и детей,
  • чтение художественных произведений о птицах,
  • беседы.

 

Формы реализации проекта:

а) занятия – позволяют накопленные детьми в повседневной жизни конкретные представления о зимующих птицах  преобразовать, расширить, углубить, объединить, систематизировать;

б) экскурсии,

в) прогулки,

г) экологический праздник.

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап – подготовительный

  • Подбор необходимой материалов, литературы для реализации проекта.
  • Разработка структуры календарной последовательности мероприятий
  • Подготовка технических средств обучения (видео – и аудиотехники)
  • Работа с родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц

 

 

II  этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
  • Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке
  • Заготовка корма для птиц
  • Изготовление кормушек
  • Выставка детских рисунков «Покормите птиц зимой»
  • Разработка методических материалов и рекомендаций по теме «Помогите зимующим птицам»

 

III этап – заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Экологический праздник «Синичкин день»

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Знакомство с конкретными видами птиц своей местности, их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения.
  • Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о роли человека в жизни зимующих  птиц (методическая литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения, художественная литература, картины русских художников, презентации о зимующих птицах).
  • Заинтересованность детей и родителей в желании помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

 

Литература

  1. Агранович 3.Е. Времена года.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. – Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Виноградова Н.Ф. – Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.
  5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.— М.: Просвещение, 1989.
  6. Каменева Л.А. – Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение, 1978.
  7. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  8. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  9. Молодова Л.П. – Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, «Асар», 1996.
  10. Нищева Н.В. – Будем говорить правильно.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  11. Николаева С.Н. – Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
  12. Николаева С.Н. – Программа экологического воспитания дошкольников . – М.: Новая школа, 1993.
  13. Николаева С.Н. – Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 1993.
  14. Николаева С.Н. – Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.
  15. Николаева С.Н. – Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001.
  16. Николаева С.Н. – Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.
  17. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. – Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
  18. Пантелеева Н.Г. – Народные праздники в детском саду. Методическое пособие. – Из-во «Мозаика-Синтез», М.: 2014.
  19. Саморукова П.Г. – Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
  20. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие/ Сост. Кладницкая Н.С. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос.пед.ун-та, 2006.
  21. Тихонова А.Е. – Мир вокруг меня. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2005.
  22. Цепенникова В.И. – Чудеса, которые рядом, или «Волшебный телевизор. – Пермь: Изд-во Пермского областного института ПК РО, 1994.
  23. Шатникова Л.Н., Фомина О.А. – Регионализация содержания дошкольного образования. – Хабаровск, ХК ИППК ПК,

Выполнили:

Учитель – логопед: Болдырева Нина Петровна

Воспитатель: Поломошнова Зинфира Марсиловна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *