28 игр для профилактики эмоционально -поведенческих нарушений у старших дошкольников

План проведения игр с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Неделя месяца Игра
Октябрь 1.-я

2.-я

3.-я

4.-я

“Иголка и нитка”

“Кто за кем”

“Слушай команду”

“Сова”

Ноябрь 1. -я

 

2 -я

3-я

 

4 -я

“Где мы побывали, что мы повидали”

“Ну -ка отгадай”

“Картинки -загадки”

“Перечисли предметы”

Декабрь 2 -я

2 -я

3 -я

4 -я

“Сочини предложение”

“Замри”

“Я не знаю”

“Поссорились два петушка”

Январь 2  -я

3 -я

4 -я

“Флажок”

“Противоположности”

“Запрещенное движение”

Февраль 1 -я

2 -я

3 -я

4 -я

“Волшебное слово”

“Не стой”

“Художник”

“Кто что сделал”

Март 1 -я

2 -я

3 -я

4 -я

“Тень”

“Зеркала”

“Скучно, скучно так сидеть”

“Спиной друг к другу”

Апрель 1 -я

2 -я

3 -я

4 -я

“Раздумье”

“Мыльные пузыри”

“Игра в мяч”

“Найди свою пару”

Май 1 -я

2 -я

3 -я

4 -я

“Штриховка”
Каждая игра проводится в течении недели. Продолжительность -15 -20 минут Игры можно проводить в первой и второй половине дня, на прогулке.
     
     
     
     

Игра  1-“Иголка и нитка

Цель -развивать произвольность.

Инструкция. Выберите водящего -он будет выполнять роль иголки. остальные дети -роль нитки. “Иголка” под музыку бегает между стульями – “Нитка” -за ней. если в группе есть зажатый  или аутичный ребенок”  -предложите роль иголки ему. Таким образом вы сможете развивать его коммуникативные и организаторские способности.

Комментарий. Произвольность -способность управлять своими действиями , умением контролировать свое поведение. Основная черта произвольного поведения -его осознанность. произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им  выбрать сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

Игра 2. “Кто за кем”

Цель -снизить возбудимость.

Инструкция. Для проведения игры расставьте стулья. Вызовите первого ребенка. его задача – двигаться под музыку между стульями. Как только музыка прекращается, ребенок должен сесть на стул. Вызовите следующего , и так пока все дети не сядут на стулья.

Игра -3.”Слушай команду”

Цель – развивать умение сосредоточиваться.

Инструкция. предложите детям маршировать  под музыку. Затем прервите ее и шепотом произнесите команду, например -поднять руку, сесть на стулья. присесть. взяться за руки.

Примечание. Команды давайте. только на выполнение спокойных движений.  Продолжайте игру до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

Игра 4.”Сова”

Цель: развивать произвольность.

Инструкция. Предложите участникам выбрать водящего -“Сову”. Пока дети свободно двигаются по комнате, “сова спит в гнезде” (сидит на стуле). П команде “ночь”, участники должны замереть, а “сова” выходит на охоту. Кто из играющих пошевелится, или засмеется, тот становится совой.

          Ноябрь

Игра 5. “Где мы побывали, что мы повидали?”

Цель: развивать мышление и речь.

Инструкция. выберите несколько участников, которые будут отгадывать загадки, – это “дедушка” и его “внучата” .Остальные дети, вместе с вами будут загадывать загадки. Обозначьте на полу границу, за которой нельзя будет ловить убегающих детей. Дедушка и внучата отворачиваются, вы вместе придумываете загадку.

Например, “Давайте мы как будто возьмем корзиночки и пойдем в лес собирать ягоды и грибы. согласны?”Договорившись, вы подаете знак дедушке и внучатам, после чего происходит следующий диалог:-Здравствуйте ! дедушка седой, с длинной бородой, здравствуйте, внучата!

Здравствуйте, ребята -отвечают дедушка с внучатами -Где вы побывали? Что вы повидали?

 -Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали не скажем, но зато  мы вам покажем.  (показывают движения).Если Если дети дают правильную отгадку, после сигнала “раз, два, три -догони” бегут за черту, дедушка и внучата, их догоняют, пока они не перешагнули за линию.

Игра 6.”Ну, ка, отгадай”

Цель: развивать мышление и речь.

Инструкция. Разделите участников на две группы. Задача первой- загадать предмет. Задача второй -с помощью наводящих вопросов отгадать задуманное. Участники первой группы могут отвечать только да или нет. Группа 1 встает по прямой линии друг за другом. напротив группа 2. сначала в диалог вступают первые участники. Ребенок из группы 2 задает вопрос “Оно живое?” Это животное? Это человек? Участник первой группы отвечает. После этого они перемещаются в конец шеренги, в диалог вступают вторые участники “Я его видел? и т. д. когда предмет будет угадан, участники меняются местами.

Игра 7 “Картинки, загадки”

Цель: развивать мышление и речь.

Инструкция. Выберите водящего. остальных детей попросите сесть на стулья. водящий берет из коробки любую карточку. его задача не показывая остальным участникам. описать предмет, который изображен на ней. Тот , кто первый угадал, становится водящим ,игра продолжается до тех пор , пока все дети не побывают в роли водящего.

Игра 8 “Перечисли предметы”

Цель: развивать наблюдательность, память. восприятие.

Инструкция. Выберите водящего и попросите его выйти из комнаты. Вместе с детьми задумайте ситуацию и выложите на стол семь предметов, которые могут понадобиться в ней. Например, “Я иду гулять” (одежда). Пригласите водящего, опишите ему ситуацию и предложите в течении 1 -2 минут осмотреть предметы. Затем, попросите водящего повернуться спиной к столу, а лицом к группе и перечислить все, что лежит на столе. После каждого правильного ответа дети хором говорят “правильно”, после неправильного говорят “неправильно”. Если водящий забыл какие -то предметы, группа называет их.

                             Декабрь

Игра 9 “Сочини предложение”

Цель: развивать мышление и фантазию.

Инструкция. Предложите детям две карточки с изображением предметов  и попросите их по очереди придумать предложение, в которых упоминались бы оба предмета. Затем предложите две другие карточки и т. д.

Игра 10 “Замри”

Цель: развивать произвольность

Инструкция предложите детям свободно двигаться в такт музыки. Объясните, что, как только вы выключите музыку, они должны замереть в той позе, в которой застала их пауза. Пауза длится 1 1,5 мин. Повторите игру несколько раз.

Игра 11 “Я не знаю”

Цель: развивать выразительность движений, коммуникативные способности.

Инструкция .Выберите водящего -он будет исполнять роль Незнайки. Его задача -на все вопросы детей молчать и только мимикой и выразительными движениями  (поднятие бровей, опускание уголков губ, разведение рук в стороны) показать, что он не знает ответа на заданный вопрос.

Игра 12 “Поссорились два петушка”

Цель: стимулировать раскрепощенность, развивать самоконтроль.

Инструкция. Предложите детям беспорядочно двигаться под музыку , слегка толкаясь плечами. Следите за тем, чтобы удары  при столкновении были не сильными и не болезненными.

                              Январь

Игра 13 “Флажок”

Цель: Снизить гиперактивность, развить самоконтроль.

Инструкция. Предложите детям двигаться под музыку -они могу маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимите флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через несколько секунд опустите флажок -дети могу продолжать движение.

Игра 14.”Противоположность”

Цель: развивать мышление и речь.

Инструкция. Покажите картинку с любым предметом, пищевым продуктом. Задача детей назвать противоположное  по значению слово. Например: лимон -сахар, огонь -снежинка. Воспитанники по очереди предлагают свои варианты. При этом они обязательно должны объяснить, почему выбрали именно такой ответ.

Игра 15.”Запрещенное движение”

Цель: развить произвольность

Инструкция. Дети стоят полукругом, в центре -ведущий (сначала вы можете быть им)Под музыку он показывает различные движения, одно из которых например, приседание -запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибется, временно выбывает из игры.

                          Февраль

Игра 16. “Волшебное слово”

Цель: развить произвольность, самоконтроль и внимание.

Инструкция. Дети и водящий (сначала вы можете быть им) становятся в круг. Водящий объясняет правила: он будет показывать разные движения, а участники -повторять их, но только в том случае, если водящий добавил волшебное слово “пожалуйста”. Если он не произнес это слово -дети остаются  -дети остаются неподвижными. “волшебное слово” можно произносить в случайном порядке, через 2-5 движений.

Игра 17. “Не стой”

Цель: развить самоконтроль, и произвольность движений.

Инструкция. Дети маршируют под музыку.  Задача -не останавливаться, даже если музыка прервется. Музыку прерывайте на 1 1, 5 мин.

Игра 18. “Художник”

Цель: развить наблюдательность, память , коммуникативные способности.

Инструкция. Выберете двух участников. один из них исполняет роль художника, другой -заказчика, он заказывает  свой портрет. Остальные дети -зрители. “Художник” в течении 1,5 -2 минут внимательно смотрит на “заказчика”, затем отворачиваться и по памяти описывает его внешность. Если “Художник” испытывает трудности, зрители могут задавать ему наводящие вопросы, например, какие у (имя ребенка) глаза, волосы и т. д.

Игра 19 “Кто что сделал”

Цель: развивать наблюдательность, память, восприятие.

Инструкция. Выберите 3 -4 участников. Один из них будет водящим, остальные по очереди показывают ему какие – нибудь  действия. Задача водящего -запомнить, а затем повторить все действия в том порядке, в котором он их увидел.                            Март

Игра 20.”Тень”

Цель: развивать  наблюдательность, память, внутреннюю свободу, раскованность.

Инструкция. Выберите двух участников. Один исполняет роль путника, другой -его тени. “Путник” идет через поле, “тень” -на два, три шага сзади. Задача “тени”точь, в -точь  копировать все движения  “путника”. стимулируйте путника к выполнению разных движений сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из -под руки и т. д.

Игра 21.”Зеркала”

Цель: развивать наблюдательность  и коммуникативные способности.

Инструкция. Выберите водящего. Предложите ему представить ситуацию: – он приходит в магазин, в котором много зеркал. Дети встают по кругу, водящий -в центр. Он показывает различные движения “зеркала” тотчас должны их повторить. Проводите игру до тех пор, пока в роли водящего не побывают все желающие.

Игра 22. “Скучно, скучно так сидеть”

Цель:  стимулировать раскрепощенность, самоорганизацию

Инструкция. Около одной стены комнаты поставьте стулья по количеству детей. На противоположной стороне поставьте на один стул меньше. Дети рассаживаются на той стороне, где стульев хватает всем. Вы читаете стихотворение: Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга все глядеть, не пора ли пробежаться  и местами  поменяться?

Задача детей -как только стихотворение закончится, добежать до противоположной стены и занять стулья. Проигрывает тот, кто останется без стула. Повторите игру несколько раз.

Игра 23. “Спиной друг к другу”

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. речь.

Инструкция. Разбейте детей на пары и предложите встать спиной друг к другу .Попросите участников развернуться и в течение одной минуты посмотреть друг на друга. Далее один из детей описывает внешность партнера (какие у него волосы, глаза, во что он одет и т. д.) В конце игры обязательно отметьте лучших игроков -тех, кто смог запомнить и описать наибольшее количество деталей внешности, одежды своего партнера.

                           Апрель    

Игра 24 “Раздумье”

Цель: выработать способность концентрироваться и успокаиваться.

Инструкция. Выберите одного участника  -он исполняет роль грибника, остальные -деревья в лесу. Под музыку грибник идет в лес по грибы. Он ходит между деревьями, плутает и в конце, концов не может найти дорогу обратно. Выключите музыку. Задача “грибника” -остановиться и задуматься “Куда идти?” При этом ребенок должен встать  в определенную позу руки сложены на груди, смотреть перед собой.

Игра 25 “Мыльные пузыри”

Цель: стимулировать раскованность, выразительные движения, способствовать самовыражению детей.

Инструкция. Предложите детям следующую игровую ситуацию: вы все вместе пошли в парк. И тут навстречу выходит клоун, который выдувает мыльные пузыри. Вы имитируете движения клоуна, дети -мыльных пузырей: свободно двигаются по комнате. сталкиваются, кружатся и т. п. В это время можно читать стихотворение:

Мыльные пузыри, осторожно пузыри. Ой, какие! Ой,  смотри! Раздуваются! Блестят Отрываются!  Летят!

После команды “Лопнули!” дети приседают.

Игра 26 “Игра в мяч”

Цель: выработать способность к самоконтролю.

Инструкция. Дети свободно двигаются под музыку. Один из них -водящий, у него в руках мяч. Он кидает его и называет имя любого игрока. Ребенок, чье имя назвали, должен подбежать и схватить мяч, после чего  он становится водящим. Если ребенок заигрался и не услышал своего имени, он выбывает из игры -становится зрителем.

Игра 27.”Найди свою пару”

Цель: развить внимание, способность к самоконтролю.

Инструкция. Разбейте детей на пары мальчик -девочка. Попросите партнеров посмотреть друг на друга. Объясните правила игры. Как   только зазвучит музыка, игроки свободно перемещаются по комнате. Как только музыка останавливается, участники должны как можно скорее найти свои пары и взяться за руки. Побеждают те мальчик и девочка, кто быстрее остальных нашел друг друга. Повторите игру несколько раз.

                                 Май

Игра 28.”Штриховка”

Цели: укрепить мышцы рук: научить действовать по заданным правилам, развить внимание, стимулировать способность аккуратно выполнять задание и доводить начатое до конца.

Инструкция. Раздайте детям бланки с контурами различных предметов .(см. приложение). Предложите заштриховать рисунки в заданном  направлении.

 

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *