Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Дети самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. Тема безопасности жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка дошкольника может стать небезопасной для него. Познавая окружающий мир, малыши часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта общения с предметами, большинство дошколят не знают как себя вести в той или иной ситуации. Родители мало времени уделяют обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывают у ребенка все больший интерес.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста, так как в этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы жизнедеятельности. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Преимущество дошколят в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их.
Работа в этом направлении сводится к нахождению ответов на вопросы:
- Как помочь разобраться дошкольникам в многообразии жизненных ситуаций?
- Как сберечь здоровье ребенка?
- Как научить детей помогать друг другу?
Чтобы ответить на эти вопросы педагоги ДОУ поставили перед собой следующие цели:
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
– знакомство сбытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
– воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
– развитие представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передача детям знаний о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям
Дошкольное образовательное учреждение «Звездочка» работает по комплексной программе «Радуга», где имеется раздел «Правила личной безопасности», где ребятам предлагаются следующие ситуации:
- Ребенок потерялся или заблудился;
- Огонь – стихия;
- Природа (правила поведения);
- Правила пешехода;
- Ситуации общения с незнакомыми людьми
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, вся воспитательно-образовательная работа строится в тесном взаимодействии с родителями. Без их помощи нам никогда не добиться эффективной работы. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Важно, чтобы они осознали, что от детей нельзя требовать выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями
Работа с родителями
- родительские собрания;
- дни открытых дверей (занятия, развлечения, праздники);
- наглядная агитация (папки, стенды памятки по организации безопасного поведения детей;
- совместные экскурсии;
- беседы;
- выставки детских работ, фотовыставки;
- совместное изготовление атрибутов.
Работа с детьми
- Изготовление учебных пособий по основам безопасности жизнедеятельности («Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Опасные ситуации в жизни детей»);
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- Беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
- Изобразительная деятельность;
- Трудовые поручения;
- Наблюдения;
- Опыты и экспериментирование;
- Занятие по ОБЖ («Изучаем свой организм», «Ценности здорового образа жизни», «Поговорим о болезни»);
- Экскурсии в пожарную часть, к морю, к реке и т.д.
Советы для родителей
- Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес.
- Научите правилам безопасности дома и на улице.
- Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.
- Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем.
- Не оставляйте детей дома без присмотра одних.
- Не разрешайте детям разговаривать с чужими людьми, брать у них подарки, идти сними куда-либо.
- Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.
В заключении хочу прочитать цитату известного педагога К.Д. Ушинского.
Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, дает возможность измерить опасность и определить ее последствия
К.Д. Ушинский
В результате совместной работы дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Заведующий МКДОУ У 5 р.п. Охотск М.А. Белеванцева
2015 год