Рабочая программа старшей группы “Гномики”

 Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной программе должны быть представлены рабочие программы организованной образовательной деятельности.

 Рабочая программа группы –локальный акт образовательного учреждения, разрабатываемый на основе образовательной программы ДОУ, а также общеобразовательной программы «Радуга» авторами которой являются: Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон.

Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

Режим работы – пятидневный, с 7 час.30мин. до 17 час.30 мин. С 10 часовым пребыванием детей в учреждении; выходные дни – суббота, воскресенье.

Условием организации жизнедеятельности воспитанников являются следующие режимы дня: на холодный и теплый период года, адаптационный период.

Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности ребенка во всех основных образовательных областях, а именно: в сфере социально – коммуникативного, познавательного, активности   речевого, художественно – эстетического и физического благополучия и положительного отношения к миру к себе и другим людям.

    Группа воспитанников имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал. Кабинет психолога, медицинский и процедурный кабинеты.

 В группе оборудованы уголки отдыха и ИЗО – деятельности, физкультурные, речевые уголки, выделены учебные зоны.

Группы имеют прогулочные участки.

Рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы «Радуга»

Базисная программа воспитания, образования и развития детей от 5 до 6 лет в условиях детского сада.

Авторы: Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон.

Научный руководитель: Е.В.Соловьева

Изд. «Просвещение», 2010 г.

Парциальные программы и методические пособия

 

Образовательные области Методическое пособие
Социально- коммуникативное «Наш дом- природа» Н.А.Рыжова,

«Я и природа» Н.А.Рыжова,

 «Развитие игровой деятельности детей от 2 – 7 лет» О.А. Карабанова, 2011 г.

«Учусь говорить» (пособие для детей) В.В.Гербова,

«Учусь говорить» (методические рекомендации для воспитателей) В.В.Гербова,

«Занятия по развитию речи» В.В.Гербова2007 г.

Хрестоматия для дошкольников. Н.П. Ильчук, В.В.Гербова1996 г.

«Раннее детство: развитие речи и мышления» Л.Н.Павлова, 2000 г.

Познавательное развитие «Учусь говорить» (методические рекомендации для воспитателей)

«Математика и логика для дошкольников» (методические рекомендации для воспитателей) Е.В. Соловьева

«Познаю мир» (методические рекомендации) Т.И. Гризик,

«Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет» (методические рекомендации для воспитателя).

Речевое развитие «Учусь говорить» (пособие для детей) В.В.Гербова,

«Учусь говорить» (методические рекомендации для воспитателей) В.В.Гербова,

«Занятия по развитию речи» В.В.Гербова2007 г.

Хрестоматия для дошкольников. Н.П. Ильчук, В.В.Гербова1996 г.

 «Учусь говорить» Книга для чтения 5-6 лет.

Художественно-эстетическое развитие «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» (методическое пособие для воспитателей) Т.Н.Доронова.

«Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Е.В.Полозова, 2007 г.

«Конструирование и ручной труд» Л.В.Куцакова, 1990 г.

«Конструирование» З.В.Лиштван, 1981 г.

«Наблюдение и труд детей в природе» А.Ф.Мазурина

«Уголок природы в детском саду. М.М.Марковская

«Экологическое воспитание младших дошкольников» С.Н.Николаева.

Физическое развитие «Воспитание здорового ребенка» М.Д.Маханева. 1999 г.

«Осторожно сказки» «Безопасность для малышей» Т.А.Шорыгина, 2003 г.

«Формирование представлений о себе» М.Н.Сигимова, 2009г.

«Физкультурные праздники в детском саду»Т.Е.Харченко, 2009г.

«Занимательная физкультура для детей 4-7 лет» В.В.Гаврилова

«Физическая культура для малышей» С.Я.Лайзане,!987г.

«Физкультурные занятия с детьми»Л.И.Пензулаева.

 

 

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Возрастные особенности ребенка 5-6 лет

К пяти годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему выстраивать представления о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовления кулинарного блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей.

Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать каждого ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его.

Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же полаДевочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий возраст для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка — маме на кухне или в посадке и прополке. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались следить за маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в одинаковых рубахах, то теперь мальчики надевали штаны с рубахой, а девочки — сарафаны.

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.

Пятилетние дети влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Девочке может сильно понравиться друг ее отца или сосед-старшеклассник. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п.

Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета.

В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и модель своей взрослой жизни.

В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, протяженный во времени. Они могут развивать действие, играя в игру с продолжением в течение многих дней.

Пятилетний возраст является этапным и в том отношении, что у детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов — внимания, памяти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу запомнить, сосредоточиться. Его целесообразно начинать приобщать к занятиям, требующим произвольного движения: учить элементам разных танцев, спортивных игр, приобщать к конкретным видам спорта. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений.

Возможности произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия.

В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры   с   правилами.   Эти   игры   имеют   большое   значениедля преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настольные, настольно-печатные, подвижные игры требуют от ребенка не только подчинения своего поведения внешней норме — правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность.

Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни взрослых людей: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами и т. п., а также законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребенка предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке, чье поведение также регламентировано, имеет границы допустимого, приемлемого и возможного.

В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока нерефлексивно. Он может осознавать, например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очередность).

В это время происходит активное осмысление жизненных ценностей. Данный процесс протекает параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ребенка и построения образа будущего.

Маленький ребенок хочет, когда вырастет, жить хорошо. Но что это значит в современном мире? Дети говорят, что, став взрослыми, они хотят быть президентом, директором банка, звездой шоу-бизнеса. На вопрос, что они будут делать, отвечают: ездить на большой красивой машине, жить в большом красивом доме, носить красивые платья… Двадцать лет тому назад на вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети перечисляли профессии парикмахера, космонавта, учителя, врача, ветеринара, пожарного и понимали, что они будут соответственно делать людям красивые прически, полетят в космос, будут учить детей, лечить людей или животных, тушить пожары.

Да и само представление о взрослости было неразрывно связано в сознании детей именно с работой. Как ребенок играл во взрослого? Надевал мамины туфли, подкрашивал губки, брал под мышку сумочку и… шел «на работу».

Таким образом, образ взрослого будущего у современного ребенка — это нередко образ сферы потребления, а не сферы деятельности. Это серьезная проблема, поскольку, как отмечал Э.Фромм в своей работе «Иметь или быть?», потребление принципиально неограниченно. В образе будущего отсутствует сфера самоактуализации (А. Маслоу) личности. Задача педагога — содействовать тому, чтобы ребенок снова и снова задумывался о том, что он хочет делать, в каких сферах человеческой деятельности собирается реализовать себя.

Старший дошкольный возраст, как мы видели, — период многоаспектной социализации ребенка. Одной из ее сторон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой — своим народом, своей страной. Воспитание патриотических чувств и убеждений — важная цель работы с детьми данного возраста.

Нам представляется, что важнейшие векторы нравственного, духовного развития — это:

  • ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;
  • ориентация на стабильную семейную жизнь;
  • ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения жизни каждого существа, верности, доброты;
  • уважение к старшим;
  • уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране.

В старшем дошкольном возрасте необходимо приложить значительные усилия к формированию у детей умения общаться и сотрудничать со сверстниками. Решение этой задачи предполагает создание разнообразных ситуаций совместной деятельности детей, в ходе которой у них возникнет необходимость согласования намерений и координации действий.

Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни ребенка и уходом ее споверхности поведения в глубь его душиОбретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренноскрывать свои чувства от других.

Поскольку сфера его интереса — взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печали ребенка. Теперь ребенок обливается слезами в первую очередь не над вымыслом, а в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику или девочке, с которыми хочет дружить (или в которых влюблен), любит ли его на самом деле мама или папа, добра ли в действительности воспитательница и т. п. Дети могут испытывать чувство жалости и сострадания.

Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроении, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения.

Как мы видим, на шестом году жизни внутренняя, душевная жизнь ребенка претерпела огромные изменения по сравне

нию с двухлетним возрастом. Теперь состояния организма не определяют полностью душевное состояние ребенка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (т. е. не изменил свои намерения и поведение под влиянием этой эмоции).

Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся и владеть своими эмоциями. Яркий пример — освоение игр с правилами. Для пятилетнего ребенка главная трудность — научиться подчинять свое поведение общему правилу в ситуации, когда он проиграл. Он также постепенно учится не реагировать негативными эмоциями на ситуацию проигрыша. Для ряда детей, сильно ориентированных на успех именно в деятельности, а не на систему отношений со сверстниками, это трудная задача. Им тяжело смириться с проигрышем. Умение эмоционально адекватно реагировать в такой ситуации — важное психологическое приобретение данного возраста.

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка накрасоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа — поля одуванчиков весной, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления. Многие исследователи склонны считать, что именно яркие картины, увиденные в детстве и запечатленные в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.

В старшей группе к концу года могут быть дети, уже достигшие шести с половиной лет — возраста, с которого ребенок может начинать обучение в школе. Решение о целесообразности перехода в школу или о продолжении образования в подготовительной к школе группе детского сада необходимо принимать в диалоге с семьей на основе изучения особенностей каждого ребенка — в частности, сформированности готовности к школе — индивидуально. Наблюдения показывают, что родители часто не способны адекватно оценить именно степень социальной зрелости своего ребенка: они полагают, что, если ребенок умеет считать и читать, его непременно надо как можно быстрее отдать в школу. При этом ребенок может быть неспособен сидеть на занятии, высказываться только по просьбе педагога, выполнять четко поставленную взрослым задачу, а не делать то, что захотелось ему самому, т. е. проявлять все особенности, нормальные и естественные именно для ребенка-дошкольника. Эта незрелость может стать источником проблем и не успешности в школе,

К чему, конечно, никто из родителей не стремится, но чего не может предвидеть. В таких случаях еще один год, проведенный в подготовительной к школе группе, предоставит то время, которое необходимо ребенку для взросления в естественном для него темпе. В то лее время, если по каким-то причинам все дети (или значительное большинство) переходят из старшей группы в школу, педагогам необходимо решать все задачи, поставленные для данного возраста, за один год. Некоторые дети не достигнут полноты результата, но тем не менее важные предпосылки обучения в школе у них тоже будут сформированы при условии целенаправленной и систематической работы.

Нередко учреждение также может квалифицированно помочь в выборе профиля школы для каждого из своих воспитанников.

 

 

 

 

 

 

Цели рабочей программы:

1.Повышение социального статуса дошкольного образования.

2.Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

3.Обеспечение гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации.

 

Задачи рабочей программы:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержание образования, реализуемых в рамках образовательных программ.

4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальных особенностями и склонностями.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил.

6.Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

7.Обеспечения вариативности и разнообразия программ и организационных форм дошкольного образования.

8.Формирования социокультурной среды, соответствующей  возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.

Срок реализации рабочей программы – один год.

Основные принципы рабочей программы:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество детского сада с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
  • Учет этнокультурной ситуации детей.

Ожидаемый результат реализации программы:

Психологический результат – ребенок как бы «увидит» другого человека и этот «другой» станет главной регулирующей силой: при принятии решений ребенок начнет учитывать не только собственные интересы, но и потребности и требования другого, откроет новые возможности в познавательной сфере, основным инструментом развития которой станет коммуникация. Формирование предпосылок познавательных и коммуникативных учебных действий.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет роли при сотрудничестве).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Режим дня

Время Содержание образовательной деятельности
7.30-8.00 Приём детей (взаимодействие с родителями) «Р. р.»

 Свободные игры

8.00-

8.25

Утро в традициях «Приходи сказка» (Х-Э. р.)

Комплекс утренней гимнастики (Ф. р.)

Дежурство (С-К. р.,).

8.25-

9.00

Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет) «С-К. р, Р. р, Ф. р.»
9.00-

9.20

Утро радостных встреч – понедельник.

 

9.25-10.00

 

Занятия по расписанию.
10.00-

10.30

Игры (подвижные, дидактические). Беседы педагогические и игровые ситуации. Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к прогулке.
10.30-

12.15

Прогулка.

Наблюдение в природе. («П. р., С-К. р»), труд в природе и в быту, подвижные игры «Ф.р.,» ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, беседы с детьми, рисование на асфальте, художественная деятельность).

12.15-

12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду (самообслуживание, «С-К. р, Р.р», культурно- гигиенические навыки, этикет, «П. р., С-К. р, Р. р.»,).
12.30-

12.55

Обед (самообслуживание, «С-К. С-р., Ф. р.», культурно-гигиенические навыки, этикет, «Подготовка ко сну (самообслуживание, «С-К.р, Ф.р.», культурно-гигиенические навыки, этикет воздушные ванны).
12.55-

15.00

Тихий час. «Ф. р».
15.00-

15.15

Постепенный подъем.

Гимнастика после сна, воздушные ванны, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия «Ф. р»

 15.15-

15.25

Полдник (самообслуживание, «Ф. р.», культурно-гигиенические навыки, этикет «Ф. р.» «С-К .р.»
15.20-

16.40

Игры.

Самостоятельная деятельность. Беседы, педагогические и игровые ситуации.

Досуги: (спортивные, музыкальные, творческие).

Сладкий вечер (четверг).

Театральная пятница.

16.40-

16.50

Ужин (самообслуживание, «Ф.р.», культурно-гигиенические навыки, этикет, «Ф.р., С-К.р.»,
16.50-

17.30

Игры.

Самостоятельная деятельность.

Уход детей домой (взаимодействие с родителями, «С-к. р, Р. р»).

 

Формы, средства, способы реализации программы

 

игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, режиссёрские, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов,

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы педагога детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе;

– изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и др.; тематических выставок, выставок детского творчества, уголков природы;

викторины, сочинение загадок;

инсценировка и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и др.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.);

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование, иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию, игровая, сюжетная, тематическая (с одним видом физических упражнений), комплексная (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностическая, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений;

 

Мероприятия групповые, межгрупповые.

– Прогулки, экскурсии.

– Физкультурные досуги.

– Музыкальные досуги.

– Спортивные праздники.

– Соревнования.

– Дни здоровья.

– Тематические досуги.

– Праздники.

– Театрализованные представления.

– Смотры и конкурсы.

 

Формы непосредственно образовательной деятельности:

Детская деятельность Примеры форм работы
Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, игровые ситуации, досуги, ритмика, аэробика, детский фитнес, спортивные игры и упражнения, аттракционы, спортивные праздники, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.
Игровая Сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, игры с правилами, игровые ситуации в режимных моментах, речевые игры, пальчиковые игры, театрализованные игры.
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, детский дизайн, опытно-экспериментальная деятельность, выставки, мини-музеи.

 

Чтение художественной 
литературы
Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, вопросы и ответы, презентации книжек, выставки в книжном уголке, литературные праздники, досуги.

 

Познавательно-исследовательская Наблюдение, экскурсия, решение проблемныхситуаций, экспериментирование,

коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры, мини-музеи, конструирование, увлечения.

Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры, игровые ситуации, этюды, постановки.
Трудовая Дежурство, поручения, задания, самообслуживание, совместные действия.

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Анкетирование
  • Фотовыставки
  • Тематические выставки
  • Совместные досуги и праздники
  • Субботники
  • Информационные стенды
  • Папки – передвижки
  • Беседы, консультации

 

Условия реализации рабочей программы.

 

-Общие условия реализации программы. Программа реализуется в условиях активности и солидарной ответственности всех участников образовательного процесса (педагогов и родителей воспитанников).

-Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие весь педагогический коллектив.

-Материально-техническое. Для реализации программы детский сад «Звездочка» имеет:

-спортивно-музыкальный зал

-спортивный инвентарь и оборудование для подвижных игр

-прогулочные детские участки по числу возрастных групп с малыми спортивными формами и игровым оборудованием

-уголки двигательной активности в группах

-аудиотехнику (магнитофоны, музыкальные центры)

-видеотехнику (телевизоры, видеомагнитофоны)

-компьютеры для работы заведующего, старшего воспитателя, бухгалтерии

Учебно– методическое обеспечение:

-библиотека методической, справочной детской литературы

-наглядные пособия для занятий, игр, организации совместной деятельности детей и взрослых

-учебные пособия.

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

Физическое развитие ребенка: хорошо физически развит, все параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и иногда опережают её. Сформированы полезные двигательные качества – ловкость, быстрота, сила, точность, координация движений. Сформированы ценные гигиенические навыки и привычки. Ребенок имеет первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастики.

Познавательное развитие: У ребенка сформированы познавательные умения – дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации.

Возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое –сформировано ценное умение принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решить её самостоятельно, используя известные способы (сравнение, анализ, измерение). Понятно выразить в речи итог познания: ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, и принимая задачи и правила, добиваться получения адекватного результата. Научился следить за ходом рассуждения педагога. Сформированы интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения, это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок ориентируется в окружающем мире: выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

Речевое развитие:Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна; ребенок способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату.Ребенок умеет сравнивать объект, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать. Самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

Социально –коммуникативное развитие: сформированы предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум, умеет общаться с взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным, растениям. Его чувства приобретают социально – нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей: добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо.

Художественно – эстетическое развитие: сформированы предпосылки эстетического отношения детей к окружающему: умение видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, понимание прекрасного; потребности в познании прекрасного; ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к творческой самостоятельности в различных видах деятельности и видах искусств. Сформированы элементарные технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа; сформированы представления о видах искусств: декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Рабочие тетради:

1.Гербова В.В. «Учусь говорить»: пособие для детей 5-6 лет, 2009г.

2.Соловьева Е.В. «Моя математика»: развивающая книга для детей 5-6 лет, 2009г.

3.Гризик Т.И. «Познаю мир» развивающая книга для детей 5-6 лет, 2012г.

 

       Картотеки:

         – подвижных игр

         – словесных игр

         – сюжетно-ролевых игр

         – прогулок

         – утренней гимнастики

        – пальчиковой гимнастики

       – артикуляционной гимнастики

        – гимнастики для глаз

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гризик Т.И. «Познаю мир»: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» – М. Просвещение, 2004.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.ООО: «ЭЛИЗЕТРЭЙДИНГ», 2002.
  4. Гербова В.В.: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.
  5. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. Москва «Просвещение» 2004.
  6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.
  7. Гербова В.В. «Учусь говорить»: пособие для детей 5-6лет. 2009г.
  8. Гербова В.В. «Учусь говорить»: пособие для детей 5-6 лет.2009г.
  9. Гризик Т.И. «Познаю мир» развивающая книга для детей 5-6 лет, 2012г.
  10. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа / авт.-сост. С. В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  11. Радуга: программа воспитания. Образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада/[Т.И. Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научный рук. Е.В.Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  12. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод, рекомендации для воспитателей / [Т.И. Гризик, Г.В.Глушкова, И. Г.Галянт и др.; научный ред. Е.В.Соловьева]. – М.: Просвещение, 2012.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17 октября 2013г. №1155)
  14. Добро пожаловать в экологию.Автор: О.А. Воронкевич «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2001г.
  15. Система экологического воспитания в ДОУ.Автор- составитель:О.Ф.Горбатенко издательство “Учитель” Волгоград2008г.
  16. Трудовые сказки.АвторТ.А.Шорыгина ТЦ Сфера 2014г.
  17. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Автор А.В.Никитинаиздательство”КАРО” Санкт-Петербург 2010г.
  18. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Автор Г.Н.Давыдова Москва 2013г.
  19. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Автор Г.Я.Затулина
  20. Математика в движении. Авторы -составители Н.В. Финогенова, М.Ю.Рыбина,Е.В.Рощенко.
  21. Конструирование и художественный труд в детском саду. Автор Л.В.Куцакова ТЦ Сфера 2012г.
  22. Конструирование из бумаги.АвторИ.В.Новикова Академия развития Ярославль 2006г.
  23. Организация опытно-экспериментальной деятельности.Авторы-составители Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова
  24. Методика экологического воспитания в детском саду. Автор С.Н.Николаева Просвещение Москва 1999г.
  25. Театрализованные занятия в детском саду. Автор М.Д.Миханёва.
  26. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Автор Т. А. Фалькевич Москва «ВАКО» 2005
  27. Развитие речи. Автор-составитель Л.Е. Кыласова Волгоград 2011
  28. Конспекты занятий по ИЗО в старшей группе. Автор В.Н. Волчкова Воронеж 2008.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *