1.1. Настоящее положение разработано для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 «Звездочка» р.п. Охотск Охотского муниципального района Хабаровского края (далее МКДОУ № 5 «Звездочка») в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность педагогов.
1.2. Основными принципами работы педагогов-наставников являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.3. Наставничество – одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника – менее опытному.
1.4. Молодым специалистом считается начинающий педагог, проявивший желаний и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по плану профессионального становления.
1.5. Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Кроме того, он должен иметь опыт воспитательной и методической работы не менее 3 лет.
1.6. Действие настоящего положения распространяется на педагогов МКДОУ № 5 «Звездочка».
1.7. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
- Цели и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
– привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в учреждении
– формирование у молодых специалистов потребности в совершенствовании профессиональной компетентности
- Организация наставничества
3.1. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседании Педагогического совета.
3.2. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, и утверждается приказом заведующего Организации с указанием срока наставничества.
3.3. Наставничество утверждается над следующими категориями сотрудников учреждения:
– выпускниками педагогических высших и средних специальных учебных заведений, принятыми в учреждение по окончании учебных заведений, либо впервые начинающие педагогическую деятельность,
– выпускниками не педагогических профессиональных образовательных учреждений, прошедших профессиональную переподготовку по педагогической специальности и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности.
3.4. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях:
– увольнения наставника
– перевода на другую работу подшефного или наставника
– привлечение наставника к дисциплинарной ответственности
– психологической несовместимости наставника и подшефного
3.5. Контроль деятельности наставника осуществляет старший воспитатель.
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.7. Показателем эффективности работы наставника является выполнение поставленных перед молодым воспитателем в период наставничества задач.
3.8. Для мотивации к работе наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из стимулирующей части.
- Обязанности наставника
Наставник обязан:
4.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2. Вводить молодого специалиста в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, охраны труда и техники безопасности); проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно-образовательную деятельность и других мероприятий.
4.3. Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к работе, коллективу.
4.4. Знакомить молодого специалиста с учреждением, расположением групп, кабинетов, расположением методического материала.
4.5. Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами проведения непосредственно образовательной деятельности, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
4.6. Развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участие в общественной жизни коллектива.
4.7. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу и оказывать необходимую помощь.
4.8. Вести дневник, подтверждающий проведенную работу с молодым специалистом
4.9. Периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
4.10. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применения мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
4.11. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста.
- Права наставника
Наставник имеет право:
5.1. С согласия заведующего МКДОУ № 5 «Звездочка» и старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников учреждения.
- Обязанности молодого специалиста
В период наставничества молодой педагог обязан:
6.1. Изучать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, и функциональные обязанности по занимаемой должности.
6.2. Выполнять план профессионального становления в назначенные сроки
6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности
6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним
6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень
6.6. Отчитываться о проделанной работе перед наставником и старшим воспитателем
- Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
7.1. Выносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
7.2. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.3. Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Контроль работы наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя.
8.2. Старший воспитатель обязан:
– представить молодого специалиста педагогическим работникам, объявить приказ о закреплении за ним наставника.
– создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником
– посещать непосредственно образовательную деятельность, родительские собрания и другие мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом, осуществлять систематический контроль работы наставника и молодого специалиста
– оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами
– изучить, обобщить положительный опыт организации наставничества в МКДОУ № 5 «Звездочка»
– определить меры поощрения наставников
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заведующий МКДОУ № 5 «Звездочка».
8.4. Руководитель учреждения обязан:
– рассмотреть индивидуальный план работы наставника с молодым специалистом
– обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей, в соответствии с настоящим Положением
– осуществлять контроль работы наставника
- Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
9.1. Настоящее положение
9.2. Приказ заведующего об организации наставничества