Опыт работы по организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально-организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений Федерального Государственного Образовательного Стандарта к структуре основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей среде, в МКДОУ № 5 «Звездочка» р.п. Охотск разрабатывается и создается оригинальная современная предметно-развивающей среда с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий. Мы организовываем так предметно-развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

В группах ДОУ оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволят детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центр конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности – вот основной перечень таких центров.

В «Центрах творчества» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

В Центрах «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Центры «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данные центры содержат в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта. В холодный период года педагоги с детьми размещают здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данных центрах присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центры опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатели фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Центры «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данных центрах располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Центры решают следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данных центрах размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

В «Нравственно-патриотическом» центрах помещена государственная символика России, края и родного поселка. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т.д.

«Строительные» (конструктивные) центры, хоть и сосредоточены на одном месте и занимают немного пространства, он достаточно мобильны. Практичность их состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место групп и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группах расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центры дополнены мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данных центров позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

«Музыкально — театрализованные» центры – это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

 

В Центрах «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Центры «Безопасности» отражают безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Они оснащены необходимыми атрибутами, дидактическими играми. Создание центров безопасности в группах помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Центры «Если хочешь быть здоров!» содержат в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данных центрах игр и пособий по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данные Центры пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.  «Уголки уединения» отгорожены от группового пространства ширмами. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место с мягкими подушечками и диваном.

В группах произведена систематизация и упорядочение накопленного материала, рационально размещено оборудование. Выполнено условное зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды. В группах выделены зоны для девочек и мальчиков.

Разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно-развивающей среды. Большая часть оборудования для игр хранится в коробках, но дети имеют к ним свободный доступ, знают, где что находится. В группах ДОУ есть игротеки для самостоятельных игр с игровыми материалами: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели.

В группах имеются информационные, познавательно-развивающие стенды.

Среда в группах выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда должна имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда стала не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда в группах ДОУ обеспечивает:

 – максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

–  наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

– охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.

Правильно созданная предметная среда, позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

При создании предметной среды педагоги ДОУ руководствуются следующих принципов, определенными во ФГОС дошкольного образования:

полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющее образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Помимо всего сказанного, среда групп МКДОУ № 5 «Звездочка» имеет такое качество, как эстетическая ценность. Наличие этого качества подтверждает, что игровые материалы являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру прекрасного. Элементы среды имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *