Рабочая программа группы раннего возраста

Программа адаптационной группы «Кроха»

Пояснительная записка

  1. Целевой раздел

Актуальность программы

Практическая значимость

Особенность программы

Цель программы

Задачи программы

Методологические принципы

Формы организации воспитательно – образовательного процесса

Сроки реализации программы

Предполагаемый результат

Условия реализации программы

  1. Содержательный раздел

Методы и приемы работы с родителями на период адаптации

Диагностический инструментарий

Материально-техническое обеспечение

Список литературы

Пояснительная записка

  1. Целевой раздел

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает “зону ближайшего развития”, программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработанная и апробированная программа на базе МКДОУ № 5 «Звёздочка» р.п Охотск призвана интегрировать усилия специалистов ДОУ и родителей по оказанию помощи ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада.

Нормативно- правовое обеспечение осуществляется на основе следующих документов:

– Закона Российской Федерации 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

– Основная образовательная программа муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5«Звёздочка» р.п. Охотск

– Письма министерства образования РФ от 31.07.2002г №271/23-16 «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях РФ»;

Устав МКДОУ № 5 «Звёздочка»

Программа «Кроха» является первой ступенью дошкольного образования и направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года до 2 лет, развитие потенциальных возможностей ребенка, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и личностного развития на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально – личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, предусматривает работу с родителями по подготовке ребенка к детскому саду, что позволяет своевременно обнаружить проблемы у ребенка, оградить личность от психологически неблагоприятных факторов, познакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Актуальность программы

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

  • Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?
  • Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?
  • Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима.

Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы по стимулированию развития детей раннего возраста. Программа дает возможность получить психологическую, просветительскую и практическую помощь всем родителям, а также членам их семей.

Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций, тем самым обеспечивая безболезненную адаптацию при поступлении в дошкольную организацию.

Цель программы:

Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста

Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Развивающие:

  • обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
  • развивать любознательность.

Обучающие:

  • вызвать у детей радость от общения с окружающими;
  • побуждать детей к самостоятельной деятельности;
  • формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;
  • расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
  • обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

  • способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
  • формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка
  • обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ.

Для родителей:

  • оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;
  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача программы в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Методологические принципы, используемые при создании программы

  • Принцип системности:

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми раннего возраста (от 1 года до 2 лет) и их родителями в игровой форме. В основу систематизации материала положены идеи развития интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.

  • Принцип личностного подхода:

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим, психическим, психологическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

  • Принцип этнопедагогического подхода:

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным содержанием программы является фольклорный материал – потешки, прибаутки, сказки, песенки.

  • Принцип деятельностного подхода:

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д., природным материалом (камешками, шишками, песком и т. д.); в занятиях продуктивными видами деятельности.

  • Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов:

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка со взрослым направлено на достижение двух целей:

-создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

-создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим.

Формы организации воспитательно – образовательного процесса

Программа «Кроха» осуществляет психолого – педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет) посещающих дошкольную организацию, на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников и психолого-педагогическое просвещение родителей.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления деятельности:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, театрализованные игры);

Продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература

Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.

Данная программа реализуется воспитателями на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

Группа комплектуется детьми раннего возраста (1 года до 2 лет)  на основе заявлений родителей (законных представителей), договора с родителями.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа представляет собой комплекс занятий, подразумевающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, проходящих в игровой форме

Предполагаемый результат:

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

  1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

В отношении детей

  • повышение эмоциональности, самостоятельности, активности ребёнка, развитие его потребности в общении;

– появление интереса к общению со сверстниками;

– повышение уровня речевого, интеллектуальном и социального развития;

– лёгкая адаптация при поступлении в дошкольную организацию, опережающее развитие и организованность по сравнению с другими сверстниками.

К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладевают первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

В отношении родителей:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития малышей раннего возраста;
  • расширение знаний о возможностях своего ребёнка;
  • овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада; установление партнёрских отношений с родителями в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Подведение итоговых результатов освоения программы:

  1. информирование родителей о ходе образовательного процесса;
  2. собеседование с родителями;
  3. анкетирование.

Условия реализации программы:

  1. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
  2. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.
  3. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т. д.
  4. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий.

  1. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
  2. Содержательный раздел

На занятиях используются следующие приемы и методы обучения:

В процессе образовательной деятельности используются следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественных произведений, игра и др.)
  • наглядные (наблюдение, показ образца, способа действия, рассматривание картин, репродукций, иллюстраций);
  • практические (упражнения, выполнение заданий, освоение технологий, совместное творчество);

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:

  • эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха,
  • познавательные методы: познавательный интерес, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску решений, выполнение творческих заданий.
  • волевые методы: рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
  • социальные методы: развитие желания быть полезным, выполнение поручений, создание ситуации взаимопомощи.
  • стимулирующие методы: награждение звездочками и поощрительными призами за успешное обучение.

Диагностический инструментарий

Особенности психики ребенка 1 года до 2 лет требуют иных, чем в дошкольном возрасте, подходов, проявляющихся в организации исследования, выборе инструментария, обработке данных и интерпретации.

В работе используется Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. (

Цель диагностического обследования: психолого-педагогическая оценка психического развития детей раннего возраста.

Задачи диагностического обследования:

-выявление специфики развития в каждой из сфер психики ребенка;

-установление связей между уровнями развития разных сторон психики ребенка;

-определение социальных факторов, влияющих на уровень как в целом психического развития ребенка 1 года до 2 лет, так и отдельных направлений;

-выделение проблемных зон в развитии и взаимосвязей между ними;

-выявление индивидуальных черт психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Проценко Т. А. Оздоровительные игры для малышей. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. -144 с.
  3. Сто лучших пальчиков игр / Сост. В. Г. Дмитриева. – Москва: АСТ, 2015
  4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т. В. Калинина [и др. ]- Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. -151 с.
  5. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
  6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с анг. Книга для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1998.
  7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст: Пособие для воспитателя дет. сада /Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. Н. Кононова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой – 4-е изд, перераб. – М. : Просвещение, 1985.-144 с.
  8. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. -207 с.
  9. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА_ СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
  10. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику рук/ Ткаченко Т. А. -М. : Эксмо, 2010. -64 с.
  11. Диагностика психического развития детей раннего возраста/ Трифонова Е.В , Некрасова А.А. – 2012г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *