Тип проекта: познавательно-практический
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним, приобщение детей к общественно полезной работе.
Задачи:
- Формировать у детей знание экологических законов природы
- Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах
- Формировать навыки наблюдения за птицами в природе
- Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц
- Воспитывать любовь, доброжелательное отношение и стремление беречь птиц
Актуальность.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс. Зимнее время – это не только веселые праздники, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Уже в конце октября остающимся на зимовку пернатые тянуться к жилью человека, выискивая места возможной кормежки. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, так как естественный корм становится практически недоступным. Главная задача нашего проекта – вызвать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Сформировать у детей элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой, подумать об устройстве кормушки на участке дошкольного учреждения.
Срок реализации проекта: кратковременный (ноябрь – март)
Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет), родители воспитанников, воспитатели групп, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Методы реализации проекта:
- Наглядные методы – позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о зимующих птицах;
- наблюдение;
- рассматривание картин;
- демонстрация кинофильмов, слайдов, презентаций;
- Практические методы – позволяют уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания о зимующих птицах Дальнего Востока;
- игры (дидактические – предметные, настольно-печатные, словесные; подвижные, творческие, сюжетно-ролевые, речевые)
- труд в природе – способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям,
- элементарные опыты .
- Словесные методы – позволяют расширять знания детей о природе, систематизации и обобщении их, формируют эмоционально положительное отношение к природе;
- рассказы воспитателя и детей,
- чтение художественных произведений о птицах,
- беседы.
Формы реализации проекта:
а) занятия – позволяют накопленные детьми в повседневной жизни конкретные представления о зимующих птицах преобразовать, расширить, углубить, объединить, систематизировать;
б) экскурсии,
в) прогулки,
г) экологический праздник.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Подбор необходимой материалов, литературы для реализации проекта.
- Разработка структуры календарной последовательности мероприятий
- Подготовка технических средств обучения (видео – и аудиотехники)
- Работа с родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц
II этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
- Наблюдение за птицами на участке детского сада, в парке
- Заготовка корма для птиц
- Изготовление кормушек
- Выставка детских рисунков «Покормите птиц зимой»
- Разработка методических материалов и рекомендаций по теме «Помогите зимующим птицам»
III этап – заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- Экологический праздник «Синичкин день»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Знакомство с конкретными видами птиц своей местности, их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения.
- Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о роли человека в жизни зимующих птиц (методическая литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения, художественная литература, картины русских художников, презентации о зимующих птицах).
- Заинтересованность детей и родителей в желании помогать птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей коммуникативных навыков, любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
Литература
- Агранович 3.Е. Времена года.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. – Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
- Виноградова Н.Ф. – Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М.: Просвещение, 1990.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова.— М.: Просвещение, 1989.
- Каменева Л.А. – Как знакомить дошкольников с природой – М.: Просвещение, 1978.
- Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Молодова Л.П. – Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, «Асар», 1996.
- Нищева Н.В. – Будем говорить правильно.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Николаева С.Н. – Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
- Николаева С.Н. – Программа экологического воспитания дошкольников . – М.: Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н. – Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н. – Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.
- Николаева С.Н. – Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». – М.: Просвещение, 2001.
- Николаева С.Н. – Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. – Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
- Пантелеева Н.Г. – Народные праздники в детском саду. Методическое пособие. – Из-во «Мозаика-Синтез», М.: 2014.
- Саморукова П.Г. – Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
- Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие/ Сост. Кладницкая Н.С. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос.пед.ун-та, 2006.
- Тихонова А.Е. – Мир вокруг меня. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2005.
- Цепенникова В.И. – Чудеса, которые рядом, или «Волшебный телевизор. – Пермь: Изд-во Пермского областного института ПК РО, 1994.
- Шатникова Л.Н., Фомина О.А. – Регионализация содержания дошкольного образования. – Хабаровск, ХК ИППК ПК,
Выполнили:
Учитель – логопед: Болдырева Нина Петровна
Воспитатель: Поломошнова Зинфира Марсиловна